Шутка, конечно, дурного тона, — но что поделать, фильм Ридли Скотта напрашивается на издевку. Вялый, рыхлый, выдающий невзрачность за сдержанность, вспыхивающий иногда эффектными сценами вроде подводных съемок при Аустерлице, неспособными наладить какую бы то ни было связность повествования (скорее уж разрушающими ее окончательно), — он если и способен развенчать какой бы то ни было миф, то скорее о Ридли Скотте, нежели о Наполеоне. Потому что любая ревизия мифа — как пафос, как умысел, как формат — обязывает автора, по меньшей мере, к ответу на один вопрос: почему миф когда-то вообще возник? Что в этом герое могло послужить причиной культу, длившемуся много десятилетий, как бы обманчив, фальшив и аморален этот культ на поверку ни оказался? В случае Наполеона этот вопрос имеет сугубо практическое, сюжетное значение: вся история Ста дней, даже один только эпизод встречи с Пятым полком по дороге в Париж настоятельно требует объяснений. Почему солдаты в него не выстрелили? Почему изгнанник вернулся в столицу с триумфом, не сделав ни единого залпа? Харизматик, пройдоха, краснобай, проходимец, лицемер, — сойдет даже самое оскорбительное из объяснений, но какое-то предложить необходимо. И необязательно сравнивать этот эпизод из фильма Скотта с великой сценой из «Ватерлоо» Бондарчука, чтобы увидеть, насколько бестолковы, несостоятельны и несуразны мотивировки, которые предлагает Скотт. Ничто из произошедшего в предыдущие два часа не объясняет, почему солдаты перешли на сторону Наполеона: ладно, пусть обманутые, легковерные, одураченные, одурманенные — но чем именно? Почему на экране произошло то, что произошло? Автор имеет право предложить любую причину, он даже имеет право наплевать на историческую реальность этой причины и выдумать взамен свою; одно условие: эта причина должна сработать. «Ребята, я скучал по вам, я хочу домой», — эти ли фразы разворачивают полковые орудия? Полноте, мистер Скотт. В том, у кого получился этот трюк, явно было что-то помимо любви к Жозефине.