К слову, такой подход даже в последней трети ХХ века выглядел неочевидным. Достаточно вспомнить баталии, развернувшиеся вокруг проекта Жан-Юбера Мартена «Маги Земли», показанного в Центре Помпиду в 1989 году. Говоря о новаторстве того парижского проекта, Андрей Ерофеев замечает
в статье о Мартене: «
Современное искусство много богаче и разнообразнее мейнстрима авангардистских направлений западного искусства. Оно возникает повсеместно и, следовательно, включает в себя и продукцию художников Азии, Америки, Африки. <…> Все тогда искренне думали, что это вещи несоединимы, ибо относятся к разным культурам, в частности, таким, где не сложилось авангарда, где даже история искусства не написана. "Ничего страшного, — сказал Мартен. — Оборотная сторона Луны тоже Луна"».