Из Хорала №40, звучащего в «Страстях по Матфею» после сцены отречения Петра, — тут следует смотреть не только на «Христоса и Иуду» (1883) Сергея Иванова, но и на «Мальчика, пускающего мыльные пузыри» (1826) Самуила Гольдберга, — прямая дорога к Глинке. И к финалу «Жизни за царя», где исполненная на рассвете ария Ивана Сусанина («Ты взойдешь, моя заря») «напоминает исповедальный канон «Моления о чаше«», как справедливо замечает музыковед Юлия Бедерова, написавшая для выставки аннотации ко всем задействованным в ней партитурам. В пластическом отношении тут выстроен диалог между царями и героями, включая первых христиан на русской — киевской, разумеется — земле (Иван Витали, «Крещение киевлян», 1845–1855; Матвей Чижов, «Киевлянин с уздечкой, пробегающий через стан печенегов», 1865). С одной стороны, Минин с Пожарским с модели памятника Мартоса (1800–1818), стоящего ныне перед Василием Блаженным, и Суворов во всех вариантах, с другой — Иван Грозный в обнимку с Малютой Скуратовым (Глеб Дерюжинский, 1910-е), Петр I, воспетый Опекушиным, Антокольским, Шредером, и все три Александра. Последний по счету — в проекте памятника для Русского музея, сделанном в 1895-м Аделью Вернер, и проекте монумента, что стоит во дворе Мраморного дворца сейчас и заслуживает отдельной оды.