Все эти основания
в новой «Норме» одновременно проигнорированы и размашисто оспорены. Итог — театральное сочинение неординарной постановочной группы (искусствовед Аркадий Ипполитов в роли куратора проекта, хореограф Максим Петров — в роли оперного режиссера-дебютанта, дирижер Мигран Агаджанян в дебютной партии музыкального руководителя-постановщика и работающие в привычных амплуа сценограф Альона Пикалова и художник по костюмам Ирэна Белоусова) оказывается одной из самых спорных премьер в блоке новинок двух сезонов Пермской оперы. Вокруг спектакля разворачиваются дискуссии, в которых определения с приставкой «анти-» звучат неотвязным лейтмотивом: от идеи «
антирежиссерского театра», кажется, мотивировавшей постановщиков, до где-то промелькнувшего «
анти-«Кармен«». Своей демонстративной статикой, антидекоративностью, антинарративностью и антиразвлекательностью «Норма» действительно передает арочный привет первой премьере блока — прозрачному во всех своих необычайных ракурсах
«Дон Жуану» Марата Гацалова, который при всей нежности бросает довольно очевидный вызов оперному театру как театру продукта. Уровень спорности при этом делает «Норму» едва ли не конкурентом именно «Кармен», хотя казалось бы — где саркастические фантазии Богомолова, забетонировавшего любовь социальным макабром, а где неироническое, темное, неподвижное пространство новой «Нормы», из которого романтическим резким светом выхвачены застывшие в страстном аффекте даже не персонажи, а сольные арии, хоры, квартеты, дуэты.