Это не то чтобы досадный просчет или профессиональный дефект — это простая изнанка тех свойств эггерсовского кинематографа (а такое понятие уже точно существует), что составляют его характер и картину мира. Режиссеры, которым свойственно монтажное мышление, как правило, мыслят точками зрения и композициями кадра, — но у Эггерса камеру характеризует не точка зрения (хотя в «Маяке» он, помнится, еще старался), а способ бытования, точнее — манера скольжения. Эггерс работает в «Носферату» не изображением, пусть и движущимся, но движением изображения как таковым: так вампир скользит вокруг Томаса, так корабль бежит по морю — и в точности эта же опора для поведения камеры, кстати, была и у Мурнау, и на тех же основаниях). Изумительно эффектные, прекрасно скомпонованные, кадры из его фильма, — даже самые, казалось бы, спокойные и статичные, — стоит их остановить, оборачиваются помпезным, аляповатым, дешевым в своей дороговизне зрелищем. А все потому, что, глядя на мир, камера Эггерса видит в нем главным образом тот трепет, который ее же вúдение — ее духовидение — вызывает в мире: сбои, сполохи, рябь, дрожание губы, бурление скрытого кровотока. Недаром ни один из режиссеров-классиков так не способствовал раскрепощению движения камеры, как Мурнау; и недаром, глядя на исполнительницу роли Элены, Лили-Роуз Депп, дочь звезды беккеровской «Элизы» Ванессы Паради, многие — что зрители, что критики — поминали Аджани, — но не ту, что играла в беккеровском же «Убийственном лете», и даже не ту, что была Эленой в «Носферату» у Херцога, а ту, что превзошла все мыслимые пределы актерского ремесла в «Одержимой» Анджея Жулавского. И это не внешнее сходство рисунков роли — это сходство отношений между камерой и актрисой. Не стоит придавать слишком много значения тому, что у Жулавского, мол, камера всегда неслась опрометью, а у Эггерса она скользит и крадется, — важна не скорость, важна сама безостановочность движения, позволяющая камере обнаруживать и растормаживать иррациональные зазоры там, где иные мастера довольствуются рациональностью чертежной миллиметровки. Потому самое страшное поражение в фильме терпит друг главного героя, Фридрих, — рационалист, абьюзер и прогрессист, считающий крыс грызунами, а одержимость истерией; прав же оказывается профессор фон Франц, возвещающий «Бог выше морали» — и, единственный из живых, остающийся в кадре в финале: обрамленным отражением в зеркале над телами двух монстров. Потому ли его играет Уиллем Дефо, что он любимый актер Эггерса, — или потому, что он когда-то играл в «Тени вампира» Макса Шрека, исполнителя роли Носферату у Мурнау? И точно ли это две разные причины?