Речь вовсе не о сомнительных экспертизах, приводящих к покупке фальшивых работ. Увы, истории печальнее скандала вокруг поддельной картины, выдаваемой за холст Бориса Григорьева, случались прежде, случаются они регулярно и в наши дни. Между тем, все эти авантюры интересны в качестве пищи для размышлений о подделках как части той игры, к которой приглашает нас присоединиться современное искусство. В далекие семидесятые Орсон Уэллс (тогда уже признанный мэтр, автор «Гражданина Кейна» и «Печати зла») снял F for Fake — фильм-портрет знаменитого поддельщика классиков авангарда Элмира де Хори. Де Хори был известен как живописец, из-под кисти которого вышли десятки работ, проданных как оригиналы Матисса, Модильяни, Пикассо и прочих идолов искусства ХХ века. Уэллс не без ехидства представил своего героя как художника, умеющего разыграть публику не в меньшей степени, чем мэтры арт-сцены, которым в ином случае, может быть, следовало бы умерить и игривую иронию, и готовность отвечать на все вызовы современности разом. О «фальшаках» де Хори в фильме говорится постольку поскольку — да и денег, как утверждал Уэллс, художник толком не заработал, они достались его подельникам. Все было сделано ради морального удовлетворения и наступая на горло собственной песне: амбиция де Хори обрести свое имя в искусстве осталась в мечтах. Уэллс с такой непринужденностью проигнорировал осуждение подделок и ложных атрибуций, что, похоже, подал заразительный пример того, как интересно можно со всеми этими историями обходиться. Кстати говоря, буквально через несколько лет оригинальность авангарда с легкой руки Розалинд Краусс стала притчей во языцех.