Из того, что фильм и вправду дотошно следует исторической канве «дела Дрейфуса», изученной с тех пор вдоль и поперек (профессиональные историки обнаружили в фильме два мелких недочета), вовсе не следует, что Поланский в свои восемьдесят шесть решил снять академический историко-костюмный фильм, чьи достоинства сводятся к точности реконструкции и — что бы это ни значило — «созданию атмосферы». И наоборот: из того, что уже из первой же новости — «Поланский поставит фильм о деле Дрейфуса» — было вполне очевидно, чем именно беглеца от правосудия с сорокалетним стажем заинтересовал этот материал, не следует, что месседж фильма сводится к «Я/Мы Дрейфус», а пафос — к фразе «это все про мою жизнь». Поланский не был бы ни великим режиссером, ни умным человеком, если бы попросту решил реконструировать исторический прецедент и состряпать себе из него моральное алиби. Дело даже не в том, что Альфред Дрейфус и Роман Поланский очень мало в чем схожи (еврейство, травля, проблемы с законом, — вот, собственно, и все; не слишком ли куцая и поверхностная параллель, при всей важности каждого из пунктов?). Просто это не повод к фильму и не материал для него. Для статьи, интервью, эссе — вполне. Фильм же, пусть и основанный на реальных событиях, не предъявляет эти события — он выявляет их логику. И если фильм «Я обвиняю» так похож на иные фильмы Поланского (по крайней мере, на лучшие из них), то лишь потому, что его образная логика — та же. И для того, чтобы ее наладить, многоопытному Поланскому не потребовалось ни менять, ни передергивать, ни даже хотя бы ретушировать подлинные события дела Дрейфуса. В этом фильме все в точности соответствует историческому сюжету. Просто оказалось, что это сюжет из кинематографа Поланского.