В конце лета — начале осени 2020 года, на шестом, а то и седьмом (это смотря как считать) месяце вирусной остановки мира, рижский район Андрейсала действительно стал вмещать в себя современное искусство. Только не в виде музея, а сам по себе, как ограниченная территория, как экранчик, в который надо поместить что угодно и назвать арт-объектом, присовокупив, конечно, табличку с названием, а в каталоге — описание интенции и результата. Здесь устроили вторую Рижскую биеннале современного искусства (
Riboca), наперекор нынешним напастям и в качестве даже своего рода вызова им. Я здесь не буду подробно описывать, что и как было выставлено, и разбирать концепцию мероприятия. Скажу лишь, что два года назад
Riboca оккупировала немалую часть Риги — экспозиции устроили в самых разных местах и даже за пределами города, в Юрмале. В этом тоже был вызов: мол, современное искусство, оно везде к месту, точнее, оно к любому месту подходит. Арт перемешивался с Ригой, не растворяясь в ней — в оставленном здании биологического факультета Университета, в музее, в мастерской художника, и даже вот здесь в порту. Два года назад Андрейсала присутствовала на карте первой
Riboca, но в качестве элемента. Сейчас же все было только здесь, у реки, в отрезанном от города железной дорогой заповеднике, где водятся гигантские бесполезные краны. Вместо цветущего разнообразия — фокус на очень специальное место за пределами повседневности, на зону бывшей повседневности индустриального мира, который кончился. Учитывая, что действие происходит в мире, который в 2020-м тоже кончился, то на самом деле «музей современного искусства» получился, точнее — музей бывшей современности. Музей в Андрейсале не построили, а устроили. Название
Riboca 2020-го — «И вдруг все расцвело». Но расцвела не жизнь после конца смерти, а расцвело искусство после конца известного нам мира. «
Мир, как мы его знали, подходит к концу, / Мир, как мы его знали, и Бог с ним», — пел Борис Гребенщиков 34 года назад. За это время данный процесс значительно продвинулся вперед.