Сейчас, когда открылась парижская площадка Коллекции Пино, об этой работе Андо как-то совсем не вспоминают — хотя, по сути, в центре Bourse de commerce он выстроил все тот же бетонный цилиндр, вписав его в круглые исторические границы Биржи. Отличает его то, что он полностью открыт, в нем нет крышки-потолка, которая есть в «Пространстве для медитации», так что воздух и свет равномерно заполняют эти молчаливые формы. В них — простота, сдержанность, элегантность, никакой напыщенности и желания поразить. Это и поражает больше всего. Но здесь появляется еще одно любопытное ощущение (не зря же архитектор велел сверяться с телом): цилиндр, по идее, должен выступать этакой сердцевиной, ядром, обволакивающим коконом, давать чувство защищенности — но при этом пространство Андо очень зыбко. Вроде бы идеальная форма круга, но при этом — нарочитая асимметрия проемов-входов в него, а главным барометром этих сомнений выступает свет, спускающийся с величественного купола. Живописные тени, от которых не оторвать глаз, наполняют пространство радостью и красотой так, что они ощущаются физически. Но стоит только измениться свету — и бетон вновь становится холодным, так что в этой серой пустоте не найти ни одной точки опоры. «В Японии круг, — говорит Андо, — означает одновременно все и ничего». И это, пожалуй, лучшая архитектурная метафора неоднозначности современного искусства.