Выбор критика
Саша Карпова нашла 10 художественных причин не засиживаться дома этой осенью
29 октября 2019
В то время как искусственный интеллект самостоятельно создаёт произведения искусства и курирует выставки, сидеть дома, руководствуясь советами Бродского (при большой любви к поэту), явно не стоит. Лучше держать нос по ветру и зорко следить за миром искусства, чтобы составить конкуренцию потомкам C-3PO, посягающим на господство в гуманитарных науках. Мы выбрали 10 событий в Петербурге и за его пределами, знакомство с которыми, словно световой меч джедая, вооружит полезными знаниями и впечатлениями.
Интеллектуальный марафон «Эрмитаж на биеннале»
Интеллектуальный марафон «Эрмитаж на биеннале»
Главный штаб / Санкт-Петербург

14 ноября 2019

Тема участия Эрмитажа в Венецианской биеннале всё ещё не раскрыта — именно её станут обсуждать на проходящем в рамках Культурного форума интеллектуальном марафоне в Главном штабе. Правильнее будет сказать, здесь поставят точку в этом обсуждении, поскольку подведут итоги лично Семён Михайловский, комиссар российского павильона в Венеции, и Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, не только главного музея страны, но и институции, которая выступила куратором российского павильона в нынешнем году. Вряд ли стоит ожидать огня от дискуссии: маловероятно, что найдётся смельчак, который рискнёт выступить с критикой Эрмитажа в его же стенах, ведь, как известно, рок-н-ролл мёртв. Но послушать официальные версии произошедшего бывает весьма любопытно, особенно если главные действующие лица обладают незаурядным чувством юмора.
15-й Международный фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»
Музей Арктики и Антарктики, Музей железных дорог России, Музей гигиены, Музей печати, Музей-квартира Льва Гумилёва, Музей истории религии / Санкт-Петербург

До 3 ноября 2019
Татьяна Ахметгалиева. Вид инсталляции «Хрупкий остров». Музей железных дорог России
Каждую осень у нас появляется повод навестить городские музеи — посмотреть новые работы художников, которые в этот раз для фестиваля собрал руководитель проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков. Зайти в Музей Арктики и Антарктики стоит, чтобы увидеть письма-рисунки Аси Маракулиной, отправленные ею по почте в Петербург со Шпицбергена, архипелага на самом севере Норвегии. Половина из них затерялась по дороге, а те, что прошли трудный путь до Большой земли, живописно демонстрируют настоящую полярную жизнь, которая при наших тепличных условиях кажется параллельной реальностью.

Ещё один must-see-проект — видеоинсталляция Татьяны Ахметгалиевой в Музее железных дорог России, исследующая формы существования знания во времени. Интересно, что звук к работе был специально записан философом Виктором Мазиным, чьи музыкальные произведения славятся экспериментальным подходом и брутальным характером. Нельзя упустить также шанс увидеть Влада Кулькова в новом амплуа: в Музее истории религии художник, известный своими экспрессивными абстрактными холстами, показывает объекты из бронзы, процесс создания которых был не чужд перформативным практикам.
Международный фестиваль медиаискусства «Киберфест-12»
СПГХПА имени А. Л. Штиглица, Анненкирхе, Молодёжный центр Государственного Эрмитажа, Marina Gisich Gallery, галерея «Люда», Центр перемещений во времени KOD, галерея Changing Room / Санкт-Петербург

13–24 ноября 2019
Марио Клингеманн. Интерактивная стена. Предоставлено пресс-службой Киберфеста-12
Киберфест — это такая Ars Electronica на локальный манер, центр притяжения деятелей искусства новых медиа. И если во внешних проектах организаторы фестиваля обычно стараются показать российских художников (например, на выставке в Венеции, которая открывалась в мае одновременно с биеннале), то к нам они везут иностранных, так что это редкая возможность познакомиться с самыми прогрессивными медиахудожниками планеты. В нынешнем году нельзя пройти мимо немецкого пионера в использовании компьютерного обучения в искусстве Марио Клингеманна, лауреата британской премии Lumen Prize прошлого года; итальянского дуэта MASBEDO, участников Manifesta 12 в Палермо; и американского композитора Дэвида Розенбума, который ещё в 60-х прославился тем, что в качестве музыки записывал мозговые импульсы человека, усиливая их звучание с помощью электронных генераторов.
Заглавная иллюстрация: © Universal Pictures
Читайте также: