Как и едва ли не все режиссеры, завороженные способностью киноизображения аккумулировать тайну, — от Ганса до Кубрика, — Линч был чистым интуитивистом; аналитика была ему скучна и мелка. Он вглядывался, вслушивался, внюхивался, втирался в мерцающие и вспыхивающие фрагменты собственных замыслов, и те начинали дышать, вибрировать, почковаться, ветвиться и срастаться. Но, чуждый всякой взбалмошности и самолюбования, он почитал интуицию инструментом, а не кумиром, и, ведóмый ясностью сознания, взыскивал ясности конструкции; экранные миры Дэвида Линча были империями, а не коммунами. У кино есть свой язык, говорил Линч, а значит, все элементы до единого должны сопрягаться друг с другом; и если интуиция пригодна для построения фильма, то потому лишь, что она точнее и пристальнее любой аналитики, и строй выходит более цельным и надежным. Так что самое нелепое, самое смехотворное и вопиющее из множества заблуждений, бытующих на счет кинематографа Линча, — это каким бы то ни было образом прилагать к нему слово «сюрреализм». Там, где Бретон, Супо или Бунюэль занимались методичным разъятием изолгавшихся культурных кодов и остраняли их фальшь прихотливой механикой бессознательного, Линч слагал, крепил и уплотнял структуры своих фильмов, упоенно налаживая все новые, глубоководные связи и переклички между идеями и явлениями, — и равно чурался и прихотей, и механичности, и любых постфрейдистских практик… Право же, сновидческая логика, сбивающая удобопонятный ход нарратива, — слишком расплывчатый критерий, чтобы класть его в основу какого-то конкретного «-изма». В конце концов, не любое ли сколько-нибудь настоящее кино по своей природе таково? Линч вот полагал, что любое.