Это было вынужденное решение: фильм о Жанне Д’Арк Чуриковой и Панфилову «не разрешили», как те ни бились. История про «простую работницу», девушку из народа, назначенную на роль чужеземной средневековой святой, была компромиссом, Дева Жанна должна была быть уравнена в правах, в образной весомости с кристальной души советской комсомолкой. Иначе никак, товарищ. Фильм «Начало» — прекрасный, любимый, состоялся, как состоялся и тот, по правде сказать, исключительно странный диалог двух народных героинь сквозь века (никак не в сюжете — но такая фотогения стоит сюжета), однако не грустить об утрате первоначального замысла невозможно. В том, как Инна Чурикова играла Жанну д’Арк не было ничего патетического, героически-сентиментального или экстатического, даже трогательного — она вовсе не была французским «жаворонком», эта сосредоточенная суровая молодая женщина с высоким лбом и упрямыми глазами. «Моя плоть трепещет при мысли о смерти, но моя душа вам неподвластна!» — Чурикова играла это напрямую: чудом актерской органики отделяя дрожь и навернувшиеся слезы от спокойного достоинства собеседницы Святого Михаила. Роль Жанны, как и фильм о ней, остались съемочным материалом в истории «начала» Паши Строгановой, но намеченный масштаб образа из «скрытого», тайного фильма поражает до сих пор. Земная печаль, земная любовь, тяжелая военная работа, вера в Бога — конечно же, но и вера в человека, в красоту его парадоксальной природы, — а вот это уж свое, великим героиням Дрейера и Брессона не свойственное. Можно было бы вспомнить, кажется, Жанну Сандрин Боннер в дилогии Жака Риветта — ее земная простодушная «крестьянская» посюсторонность отчасти рифмуется с нашей Жанной. Вот только Орлеанская дева Инны Чуриковой простодушием не отличалась (это Паша Строганова была простодушной за всех), да и тот незабываемый тяжелый взгляд исподлобья не давал возможности приковать ее к земному, поскольку не сулил покоя ни земле, ни небу. Победить ее было немыслимо, и они сжигали ее на костре — в огне брода нет.