Кинематограф Вадима Абдрашитова — неудобный кинематограф: в нем ничто не избыточно, а значит — ничто не публицистично. Его рассудочность, на взгляд одних, слишком темна; его метафизика, на взгляд других, слишком суха. На излете застоя в поединке следователя с журналистом он принял сторону человека в форме («не амбразуры закрываем, а дыры от разгильдяйства»); на заре перестройки — ужаснулся правдолюбцу, декламирующему «разворовали страну, ненавижу». Все его одиннадцать фильмов — в точном смысле, фильмы-катастрофы, но автор не смакует катастрофу и не скорбит о ней. Здесь мало праведников, немного и бесов; экранный мир Абдрашитова — не рай и не ад, но чистилище; в окаянные годы он снимал про неприкаянных. Прагматизм абдрашитовской раскадровки может зачастую показаться невыразительным, порой — едва ли не небрежным по отношению к пресловутой «визуальной образности», и удобное клише «морального беспокойства», якобы выписывающее индульгенцию от выразительных свойств кино, выглядело бы тут «утешительным», а попросту говоря — жалким. Этот кинематограф, однако, в подобных извинениях никогда и не нуждался: падение девочки в «Плюмбуме», ночь любви в «Параде планет», березовая роща в «Остановился поезд», не говоря уже о бергмановских сбоях нарратива в «Слуге» или финальном раздвоении героя в «Пьесе для пассажира», — все они обнаруживали, выводя на экранную поверхность, ту магнитную аномалию, что до поры таилась под неброским визуальным рядом фильма, исподволь деформируя интонации и мизансцены. А значит, написанное выше слово «хроника», как оно ни напрашивается, здесь тоже не вполне уместно. Почти неправдоподобная точность, с которой Абдрашитов фильм за фильмом регистрировал деформации магнитных полей времени, — точность не прилежного летописца, но прозорливого диагноста. И опять же: «прозорливость» — не значит «прозрение», никаких пророческих заглядываний за горизонт здесь не сыщешь; фильмы Абдрашитова всегда видели время ровно на шаг вперед — ни больше, ни меньше. Не координаты, но производная; не состояние, но тенденция. Для большего мало было бы быть большим художником — понадобилось бы еще себя им счесть. А подобные задачи, насколько можно судить, Вадима Абдрашитова не занимали.