Возможно, Темур Чхеидзе не зря сочинил ту самую мизансцену (она ведь, кстати, явно принадлежала не началу девяностых, когда была поставлена, но, скорее, следующему десятилетию, с его тягой к хладнокровной метафизической геометрии). Похоже, он умел ценить возможность «невстречи», промаха, уклонения, отказа от эффекта; зрелого, взвешенного наслаждения близкой, но несостоявшейся победой. Высокомерие — возможно, но ведь тут главным образом эстетический выбор, тяжкое бремя хорошего вкуса. Чхеидзе словно намеренно «промахивался» мимо эпохи, выбирая для БДТ пьесы, «слишком классические, чтобы быть правдой»: Шиллера, Шекспира, Пушкина, еще Шиллера, О’Нила, опять Шиллера, Артура Миллера, Ануя, Лермонтова, Шоу. Но время — не бедняжка Луиза, оно не сворачивает с пути и всегда идет на прямое столкновение. Поэтому спектакль «Салемские колдуньи» (по «Суровому испытанию» Миллера) выходит именно тогда, когда все в перестроечной России внезапно вспомнили, что такое «охота на ведьм», — и коллективный зритель радостно актуализирует смыслы пьесы, хотя режиссер как раз пытался сказать свое веское слово о любых коллективных озарениях. Поэтому «Борис Годунов» — выстраданный, продуманный, недооцененный (один из лучших в карьере режиссера) — «как назло» выходит в год пушкинского юбилея, неловко вписываясь в череду «праздничных мероприятий». «Не род, а ум поставлю в воеводы», — сказано в трагедии у Пушкина. Так Чхеидзе и поставил. Черт догадал.