Бесконечный лабиринт коммуналки, за каждой дверью которой, помимо знаменитых персонажей Ильи Кабакова (главным образом его художественных альтер-эго) и сжавшихся до комнатушки дисциплинарных пространств, толпятся слова, слова, слова, воспоминания и аффекты — тотальный текст сверхтотальной инсталляции. Таким Илья и Эмилия Кабаковы задумывали «Памятник исчезнувшей цивилизации» — предельно субъективную мемориальную и краеведческую экспозицию, посвященную советской эпохе. Персонажи и комнатушки, однако, разлетелись по миру, а грандиозный замысел музея в немецком Эссене, который бы объединил тридцать восемь самостоятельно существующих инсталляций, оформился в готовую работу, так и оставшись проектом, — макеты, эскизы и, конечно же, тексты стали его основными медиумами. Впервые в таком виде «Памятник…» был показан в Палермо в 1999 году, впервые на постсоветском пространстве — в 2012 году — сначала в Киеве в рамках Первой Киевской биеннале
Arsenale, затем в Москве в галерее
Red October. Любопытно, что тогда представили не тридцать восемь работ, а тридцать семь — не было «Человека, который спасает Николая Викторовича», а вместо нынешнего «Лечения воспоминаниями» фигурировал проект «Я вернусь 12 апреля». В 2014 году Кабаковы передали инсталляцию в дар Эрмитажу. Теперь же, пройдя реставрацию, она
почти на год займет преобразившийся ЖЭКовской двухцветкой Белый зал в Главном штабе.