— Еще одна непростая тема. Когда меня спрашивают о том, какая из выставок «Манежа» является самой успешной, я всегда, конечно, отвечаю, что здесь нет и не может быть однозначного ответа. Проще всего сказать, какая выставка является самой популярной — именно с точки зрения нашей аудитории. Хотя и здесь тоже присутствует определенная сослагательность: разные проекты длятся разное время и очень часто, когда мы закрываем выставку, у нас до последнего дня стоят очереди… «Манеж» — государственное учреждение, и нам, что вполне естественно, не избежать оценки своей работы по таким сугубо технократическим критериям. Если считать, что для музеев и выставочных залов таким показателем является именно посещаемость, то в этом смысле абсолютным лидером остается, конечно, «Дейнека/Самохвалов». Но… Сейчас я позволю себе нарушить собственное правило. Если бы меня спросили, какой из проектов «Манежа», на мой взгляд, был самым красивым, я бы назвал выставку «Христос в темнице». Когда в профессиональном, художественном сообществе заходит речь о «Манеже», значимые для меня люди, к мнению которых я прислушиваюсь, очень часто вспоминают именно о ней. Она была очень камерной, очень глубокой, затрагивающей самые сокровенные для каждого человека темы — но и очень красивой. Она не может похвастаться сотнями тысячами посетителей — но для культурного пространства Петербурга, для тех людей, которые приходили и возвращались на эту выставку, продолжая размышлять над ней, «Христос в темнице» был исключительно важен. В минувшем октябре фестиваль «Дягилев P.S.» провел большой паблик-ток, во время которого мне задали примерно такой же вопрос: какая выставка может считаться успешной? Я тогда ответил, что та выставка, о которой будут вспоминать спустя сто лет. Но я бы не стал акцентироваться на этой теме — «Манеж» совершенно точно не принимает решения о том, делаем ли мы тот или иной проект, исходя из критерия возможной популярности выставки, рассчитывая на то, что ее может посетить большое количество людей. Это совершенно нормальный подход, и если институция работает с такой концепцией — это отлично. Но мы — другие.