Куда интереснее реакции наших героинь. Нет, они, как и положено, вздрагивают от окриков, привычно морщатся от чужой снисходительности и терпеливо стискивают зубы от непрошенных комплиментов. А то и — в худших традициях советской «женской мудрости» — пропускают мимо ушей очередные претензии и умащают мужские самолюбия едой и лаской. Но ярче всего они бунтуют. «Займитесь, наконец, делом, майор!» — предлагает подследственная в первой же серии первого сезона. И изумительно красивое лицо Анны — Екатерины Вилковой — становится еще привлекательнее от того, что с него слетели разом остатки защитного кокетства, маска «женственности» спала, и осталась женщина, полная ярости, презрения и мрачного сарказма. То есть, нормальная. И ее реплика — это просто совет от офицера офицеру. Заслуга «Шифра» прежде всего в том, что женщины время от времени показаны там такими, какими они бывают наедине с собой или близкими подругами. Точно так же и Ирина — Марьяна Спивак — примечательна не только тем, как она живет, а потом расстается с мужем — ответственным работником обкома партии, то есть туповатой самодовольной тварью (безупречная в этом отношении роль Николая Токарева). И даже не тем, как она обретает счастье с новым возлюбленным (на несколько лет моложе, музыкант, лишен агрессии, умеет готовить и отлично воспитывает детей — то есть соответствует идеалу совсем не 1950-х). Но прежде всего тем, как рациональная (математичка!) и сдержанная Ирина в своей фирменной невозмутимой и элегантной манере осаживает очередного хама — и тот просто не может поверить, что это к нему, такому справедливому и достойному, обращено столько холода, и что именно он «никогда не будет майором» (в отличие от Ирины, которая уже). Особая роль в этом женском протесте у Катерины — Елены Пановой, актрисы, в интонациях которой чудом сохранилась память о советских временах и тогдашних представлениях о здравом смысле. То, как ее героиня «отстраивается» от задушевности, сердечности и глубинного сочувствия к своим собеседникам (допрашиваемым, на самом деле), двумя взмахами ресниц возвращая подполковнику (а это именно ее звание) трезвый взгляд опытного аналитика — дорогого стоит. Даже нежная Соня — Яна Дюбуи — преисполненная эмпатии и смирения перед судьбой, не допустит серьезного покушения на свое достоинство, встретив обидчика кротким, но непреклонным отказом. И это все прекрасно. И все это чистый анахронизм. Потому что все достижения свободолюбивой женственности — придающие изысканный оттенок стали красивым глазам, спокойствие манерам, вольную прямизну осанке и неотразимую морщинку насмешливой ухмылке — это из современного набора средств и реакций, доступного к тому же далеко не каждой нашей соотечественнице. Полными надежд и тайных и явных страхов пятидесятыми здесь и не пахнет. Великолепная четверка «Шифра» — наши современницы, одетые в длинные юбки и некрасивые туфли. Да что там реакции — и сами ситуации как следствие этих реакций в послесталинском СССР складывались бы совсем иначе (уход от мужа-алкоголика, уход от мужа партработника, добровольный уход от «хорошего» мужа-мямли, немножко отягощенного другой семьей, одинокая женщина, живущая по своим правилам, да и главное — участие в криминальных расследованиях). «Шифр» — это история о том, что было бы, если бы женщины были свободными и бесстрашными, «и им за это ничего не было». То есть утопия.