Как только началась эпидемия, как только стали отменять концерты, фестивали, представления, лекции,
etc., институции, производящие и распространяющие культуру, стали щедро предлагать населению Земли то, что до этого момента не было столь доступным, а то и просто было недоступным. Лучшие оперы, самые громкие театральные спектакли, лекции глубочайших умов, фильмы из самых закрытых архивов, записи редчайших джазовых концертов, огражденные высочайшим пэйволлом сочинения острейших перьев — весь
crème de la crème мгновенно оказался на расстоянии одного клика мышкой, одного тычка в экран девайса. Главные актеры и рок-музыканты мира бросились развлекать заключенную в карантин публику чтениями литературных произведений, виолончелисты на просторных кухнях играли для нее Баха и Шостаковича, а один знаменитый оперный певец даже спел на пустой площади прекрасного древнего итальянского города. Никогда то, что в былые времена называли «сокровищами человеческой культуры», не было так близко к человечеству. И что же? Признаемся честно — почти никто (малое исключение не в счет) ничем этим не воспользовался. Я не знаю ни одного человека, который за уже почти полтора месяца всеобщего заключения принялся за японский, пропутешествовал от
мадленки до хотя бы женитьбы Свана на Одетте, узнал бы — не прибегая к Википедии — чем же там у них, нибелунгов, кончилось дело. «Лень» — скажете вы. «Лень и инерция». Согласен. Но только ли они?