Ярмарка современного искусства Cosmoscow — единственная в мире, открывшая свои двери даже в пандемическом 2020-м — в нынешнем году оказалась на редкость успешной, хотя ее проведение было под вопросом еще меньше месяца назад. Cosmoscow-2021 рискнула — и выиграла.
Изначально планировалось, что ярмарка традиционно пройдет в стенах Гостиного двора с 8 по 12 сентября. В конце прошлого года, накануне объявления дат Cosmoscow-2021, аренда была полностью оплачена, а минувшим летом Гостиный двор перепрофилировали во флагманский столичный пункт вакцинации — организаторы до последнего надеялись на то, что договоренности будут соблюдены, но в конце концов им спешно пришлось заниматься поисками новой площадки. Случилось чудо — ярмарка смогла договориться с «Манежем», пускай и на более поздние даты.
Участие в Cosmoscow-2021, открывшейся в итоге 17 сентября и проработавшей до 20-го, подтвердили 77 галерей из 80 заявленных изначально — две галереи из Польши и одна из Дубая отказались от приезда в Москву, побоявшись на успеть к старту Art Basel, проходящей в этом году 20-26 сентября. Впрочем, многим гостям Cosmoscow удалось показаться и там, и там — причем с разными художниками, как это сделала известнейшая таллинская галерея Temnikova & Kasela. В Москве наряду с Томми Кэшем и Яанусом Самма Ольга Темникова выставила, среди прочего, работы Ольги Чернышевой, которую галерея показывала и раньше, и чьи произведения — живопись, графику, инсталляции — можно было увидеть сейчас на стендах сразу нескольких участников Cosmoscow.
Постоянство во вкусах и верность корифеям — это, пожалуй, и есть тренд, которого придерживается большинство гостей Cosmoscow, предпочитающих не рисковать и выставлять тех, кто проверен временем и аукционами. Ольга Чернышева, Айдан Салахова, чьи мраморные малые формы и акварели тоже присутствовали у разных продавцов, Ирина Корина, чья недорогая, сделанная флюоресцентными фломастерами графика, улетела со стенда XL Gallery сразу после открытия ярмарки, — имена, постоянно мелькавшие в экспозиции. Корина, вдобавок ко всему, стала на Cosmoscow-2021 «Художником года» — ее остроумная инсталляция «Рэзл-дэзл», созданная при участии студии Spasibo, встречала посетителей при входе и не вызывала сомнений в авторстве. А ее выставку OOH (Out Off House) — работы художницы, воспроизведенные на билбордах, — еще можно увидеть на столичных улицах до 30 сентября.
Иностранцы — а на двух этажах Манежа, помимо россиян, были замечены галереи из Австрии, Аргентины, Бельгии, Болгарии, Германии, Гонконга, Грузии, США, Франции, Швейцарии и той же Эстонии — в основном следовали тому же принципу.
Увидев на стенде Pearl Lam Galleries из Гонконга деревянный «Мой Зимний Дворец N.14» Чжаня Хуаня — работу из серии, участвовавшей в его недавней персональной выставке в Эрмитаже —, можно было не сомневаться, что она и станет самым ценным лотом ярмарки. Так и оказалось: проданный за €210 000 «Мой Зимний Дворец» (за ту же цену у той же галереи ушел и «Красный на Красном» Mr Doodle) установили рекорд нынешней Cosmoscow.
Галерея XL показывала в основном своем помещении, помимо работ Кориной, сделанную на ткани серию Екатерины Муромцевой и объекты Александра Повзнера, а на стенде XL Project, где выставляются классики, — Салахову, Звездочетова, Шеховцова и Макаревича, включая его «Промывку красной рыбы» — инсталляцию, имеющую отношение к его с Еленой Елагиной прославленной «Рыбной выставке». В Syntax, наряду с ранними (но все же относительно недавними, учитывая юный возраст художницы) вещами Ольги Кройтор обнаруживались ее совсем свежие ироничные «Кубики» и новые искусные объекты Гоши Острецова.
На Cosmoscow в этом году было вообще не слишком много принципиально нового — хотя трудно было пройти мимо «книжных» инсталляций Екатерины Паникановой на стенде антверпенской NADYA KOTOVA GALLERY и мимо металлических, основанных на оптических иллюзиях работах молодого калужского художника Владимира Марина в пространстве 11.12 Gallery. Относительно невысокий уровень цен — от тысячи евро за творение новичка до 15-30 тысяч за работу классика, в пределах которых колебалась стоимость уникальных произведений, и десятки-сотни евро за тиражную вещь — делают ярмарку доступной. А галереи, представляющие тиражи, были в этот раз лучшим украшением Cosmoscow.
Но повторимся: новички здесь — скорее исключение, а начинается современное искусство, по версии Cosmoscow, с самых проверенных — нонконформистов. В каком-то смысле это справедливо: их совершенный выбор (представленные очень сильными вещами Анатолий Зверев, Эрнст Неизвестный, Владимир Яковлев) обнаруживался у галереи «Веллум» и у Alina Pinsky Gallery, где рядом с работами Евгения Музалевского и Евгения Дыбского можно было найти объекты Франциско Инфанте-Арана и Игоря Шелковского. Тут стоит вспомнить, что благодаря участию Алины Пинской скульптуры Шелковского стоят сейчас во дворе Новой Третьяковки, а его красную «Вазу с цветами» (другая работа из той же серии была представлена на стенде галереи на Cosmoscow) до конца октября можно увидеть в парке «Зарядье». В самой же галерее Alina Pinsky на Пречистенке еще идет выставка другого неофициального (в советские времена) художника — Михаила Чернышова: его живопись украшала и ярмарочный стенд галереи, и выставку, ставшую истинной достопримечательностью Cosmoscow.
Речь о ежегодном ярмарочном спецпроекте Collector’s Eye — «Глазами коллекционера», посвященном частным коллекциям. Cosmoscow-2021 была особенной: два полноценных, забитых искусством этажа сообщали ей известную торжественность и, пожалуй, уместный в этом случае пафос — и коллекционерская выставка оказалась ей подстать исключительной. На одной стене, вперемешку, были соединены раритеты из московского собрания Алексея и Веры Прийма и воронежской коллекции Евгения Хамина: Кошляков, Фабисович и Беленок соседствовали здесь с Шелковским, Рабином, Целковым и Краснопевцевым. Не обошлось и без Чернышова — в собрании Евгения Хамина оказалось его полотно из серии «Удвоение» 1977 года, почти полностью повторяющее то, что висит в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
Сollector’s Eye словно бы продолжил другой спецпроект — музейный: ярмарка каждый раз выбирает новый «Музей года», и теперь эстафету у «Гаража» принял Мультимедиа Арт Музей. В отличие от прошлогоднего экспонента, МАММ устроил выставку подарков — работ, купленных для постоянной коллекции музея на средства фонда Cosmoscow: среди них — «Молельщик» Андрея Кузькина, работы Валерия Чтака из проекта «Могло бы быть гораздо хуже», инсталляции New Balance Ильи Колесникова, «Чужие здесь не ходят» Сергея Шутова и «1999» Славы ПТРК.
Аккурат напротив Чтака висел развернутый свиток ушедшего в этом году из жизни Никиты Алексеева «Ночь на берегу» (2017), сделанный для его выставки в Японии. Впервые показанный в России, свиток был предоставлен галереей Iragui, в которой сейчас идет выставка Алексеева одновременно с экспозицией в МАММ. На ярмарке все сошлось: Cosmoscow превратила точку купли-продажи искусства в место его идеальной презентации, став чуть ли не важнейшим событием сезона — но одновременно и пространством ностальгии.
Cosmoscow-2021 заставила вспомнить о временах, когда все, что здесь показывалось, было создано. Времена давние и прошедшие только что, но кажется — ушедшие безвозвратно. О них напоминали, например, гигантские фотографии из проекта Burning News Тимофея Парщикова, на одной из которых можно было увидеть газету «Известия» конца нулевых, обращенную к зрителю первой полосой, позволяющий оценить ее старый, сделанный художником Андреем Шелютто макет, получивший когда-то множество международных наград. Газету пожирает огонь, играя с двойным смыслом, заключенным в названии работы: 12 тысяч евро, за которые в первый же день были проданы Burning News, говорят и о том, что повторить проект Парщикова невозможно — наши газеты, за редким исключением, больше не публикуют горящих новостей.