Поначалу ничто, как говорится, не предвещало. Несмотря на то, что слава (вкупе с первым из трех, каннским призом: 1970) досталась Олтмену уже за четвертый его фильм, «M*A*S*H» («Военно-полевой госпиталь»), — она тогда, пожалуй, казалась недолговечной. Громкой, заслуженной, спору нет, но неизбежно врéменной. Отработав все 50-е на так называемом «промышленном кино» (небольшие документальные фильмы, десятками снимавшиеся по заказу корпораций, — почти невидный историкам сегмент послевоенного кинопроцесса, хотя великий Эрманно Ольми, например, начинал так же и тогда же), а все 60-е — на эпизодах для сериалов бурно пошедшего тогда в рост телевидения, Роберт Олтмен начала 70-х годов числился одной из центральных фигур американского ревизионизма. За несколько лет до того пала полувековая голливудская система «студий-мэйджоров», и для так называемого «нового Голливуда» не было занятия и полезнее, и слаще, чем пересмотр экранных мифов, которые сотворила и на которых десятилетиями держалась вся национальная кинокультура, — пересмотр решительный, подчас безоглядный, щедро сдобренный то меланхолией, то сарказмом. Ревизия, наведенная Робертом Олтменом, была самой системной и последовательной среди всех его коллег. Он поочередно нацеливался на какой-нибудь из жанров, составлявших дух и основу старого Голливуда, и, фильм за фильмом, развенчивал — словно бы вытрезвляя — каждый из них. Военный фильм в «M*A*S*H», вестерн в «МакКейбе и миссис Миллер», нуар в «Долгом прощании», гангстерский фильм в «Воры как мы», — здесь ничего не оставалось ни от помпезной героики, ни от щегольской двусмысленности, которые так прельщали в классических образцах этих жанров. Спокойно, ровно, вдумчиво, без цинизма или ярости, коим безраздельно предавались многие его «соратники» по «новому Голливуду», — Олтмен просто разбирал базовые культурные коды по кирпичику, каждый взвешивая заново и находя ему новые смысл и место. Работа была мешкотная, мелкая, хуже вышивания, и до сих пор иные из режиссерских решений Олтмена способны обескуражить; чего стоит один Эллиот Гоулд, неказистый и неряшливый, в роли Фила Марлоу, навсегда, казалось, сросшейся с каноническим и неотразимым образом Хамфри Богарта, — хотя, если вчитаться в Чандлера, Олтмен-то ему окажется «вернее»… Неверно, простодушно было бы считать, будто «развенчание культурных мифов» делается поверкой «реальностью» и в интересах пущего (то есть ложно понятого) «реализма»: в ранних фильмах Олтмена «искусства», «искусности» и вообще «условности» не меньше, чем в тех образцах, которые он ревизировал, и, например, его «Образы» и по сей день можно предъявлять как эталон экранной «вещи-в-себе» — то есть произведения, чье изощренное совершенство внутренней структуры делает и ненужной, и невозможной какую-либо сверку с пресловутой реальностью. Художественная условность необязательно зиждется на слепоте творческого порыва и вообще энергии заблуждения, и трезвость ей не антоним; взяв на себя функцию профессионального, методичного могильщика классического Голливуда, Олтмен отнюдь не хоронил вместе с ним ни понятие жанра, ни понятие образа. Просто пришло время их пересмотреть, вот Олтмен и пересмотрел — жизнелюбивый и обстоятельный бородатый человек, чья карьера всерьез началась, когда ему было уже под пятьдесят.