При этом задача проекта — рассказать о раннесоветской утопии, на непродолжительное время объединившей власть и авангардистов разных мастей. Выставка — про новую жизнь, которой грезили на заре советской эпохи большевики, и которая казалась возможной тем, кто в силу левых убеждений, житейских обстоятельств и то ли безразличия, то ли цинизма не эмигрировал, но предпочел остаться в Советской России. Столько фарфора раннесоветского времени, пожалуй, у нас никогда не показывали, и теперь неизвестно, когда еще до него опять дойдет дело. Это, безусловно, большое событие. Что же касается желания рассказать о чаяниях, свершениях и забавных подробностях первых лет существованиях советского государства, оно, разумеется, не противоречит редкому и интересному материалу, на котором строится проект. Боюсь только, что оригинальным этот подход был энное количество лет тому назад. Романтика двадцатых, культурная революция, социалистическое строительство, новый быт, союз авангарда и большевистских лидеров, — на эти темы написаны монографии, проведены конференции, сделаны выставки. И если в девяностые и нулевые тут было о чем спорить, поскольку тогда по многим вопросам специалисты еще сильно расходились во мнениях, то сейчас остается только повторять соображения, которые уже стали само собой разумеющимися. Наверно, за рубежом не слишком искушенному в истории советской культуры зрителю многое должно быть забавно, если не в новинку. Тому свидетельство — успех проекта в Амстердаме. Но мы-то уж тут знаем вдоль и поперек все эти иногда невероятные, иногда абсурдные, иногда милые, иногда дикие советские штуки. Как это ни странно, они даже вроде как нам не наскучили, хотя, казалось бы, сколько уже можно смаковать одно и то же? Удивительно живуче советское наследие, особенно раннесоветский авангард и двадцатые, не знавшие ни большого стиля, ни доктрины социалистического реализма, сформулированной только в начале тридцатых, ни жесткого идеологического прессинга.