Вся соль
Что смотреть на Зальцбургском фестивале-2024: гид MJ
15 декабря 2023
На прошлой неделе Зальцбургский фестиваль объявил афишу следующего лета, в очередной раз подтвердив статус главного музыкального форума мира — и продемонстрировав серьезные амбиции в программе драматического театра, которую с этого года возглавляет Марина Давыдова. Ключевые события Зальцбурга-2024 — в путеводителе Богдана Королька.
«Идиот»
2–23 августа

В основную часть программы вошли две оперы на русском языке, но острота выбора здесь не столько в национальном ярлыке, сколько в самих операх. Первая из них, «Идиот» Мечислава Вайнберга, была закончена в 1983 году и впервые поставлена четверть века спустя. В России Вайнберга внезапно полюбили лет восемь назад, крупный европейский фестиваль ставит его впервые — «Пассажирка», выпущенная Дэвидом Паунтни и Теодором Курентзисом в Брегенце в 2010-м все-таки проходила по части репертуарных курьезов. Режиссеру Кшиштофу Варликовскому наверняка есть, что сказать по поводу литературного источника и музыки своего земляка. Спектакль пойдет на безжалостно вытянутой в ширину сцене Скального манежа, и это пространство чем-то близко опере Вайнберга. В ней царит позднесоветское медленное время, будто поезд, в котором начинается действие «Идиота», едет не в Петербург, а из него — по длинной и одинаковой России, по закоулкам загадочной русской души, списанной Достоевским с самого себя. Лучшего князя Мышкина, чем тенор Богдан Волков, в мире сейчас не найти.
«Игрок»
12–28 августа

Вторая русская опера в афише тоже связана с Достоевским. «Игрок» Сергея Прокофьева, хоть и написан сто лет назад, в мировом репертуаре — маргиналия. Режиссером внезапно выбран Питер Селларс: его социально-обличительный пафос (с годами, впрочем, повыдохшийся) трудно представить в прокофьевском гротеске. Вдохновит ли циклопический Скальный манеж художника Георгия Цыпина, любителя крупной формы, на несколько лет пропавшего с радаров? К тому же это не первый «Игрок» в его карьере. Что бы ни оказалось на сцене, важно, что центральную женскую партию поет отважная Асмик Григорян, а продувшуюся в пух Бабуленьку — Виолетта Урмана, примадонна с удивительным комедийным даром. Им помогает дирижер Тимур Зангиев, дебютирующий в Зальцбурге и делающий стремительную зарубежную карьеру.
«Дон Жуан»
28 июля — 19 августа

Иерархия событий требует отдельного абзаца о третьей фестивальной премьере, «Сказках Гофмана», но будущий спектакль Мариам Клеман трудно представить: о ее работах мало известно, хотя она ставила и в парижской Opéra, и в берлинской Unter den Linden — вся надежда только на дирижера Марка Минковского. Новинку затмевает возобновление «Дон Жуана» — интеллектуальной мистерии Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса. Накануне премьеры в 2021-м дирижер говорил, что в «Дон Жуане» уже все поставлено Моцартом, и «Ромео подчеркивает истину, которая всегда была в этой опере, но никто ее не замечал». Критики ее тоже не заметили, потерявшись в белоснежной ренессансной зале (сценографом по обычаю выступил режиссер). Работа Курентзиса была удостоена многих похвал: красота детализации, резкость температурных перепадов, головокружительное упоение точностью в речитативах и ошеломительные паузы, когда-то поразившие в записи Sony Classical. На сцене снова Давиде Лучано и Надежда Павлова, впервые в спектакле занят Дмитрий Ульянов в партии Командора. К ним присоединяется новая международная команда единомышленников Курентзиса — оркестр и хор Utopia.
«Дон Жуан» 2021© SF/Monika Rittershaus
Ouverture spirituelle. Et expecto
19–30 июля

Большому фестивалю — большое открытие: 19 июля Курентзис и Utopia исполнят баховские «Страсти по Матфею», открыв цикл «Духовная увертюра», в нынешнем году мешающий протестантскую старину с высококлассной новой музыкой. После «Страстей» стойкие слушатели могут закончить вечер камерным концертом современных мэтров Куртага, Видмана и Васкса. Назавтра скрипачка-панк Патриция Копачинская солирует в «Траурном концерте»Хартмана. 22 июля в руках дирижера Сильвена Камбрелена окажутся две хрустальные партитуры, «Древние голоса детей» Джорджа Крама и «Одинокое дитя» Клода Вивье. Особый акцент сделан на современном музыкальном театре: «Желание» Беата Фуррера пройдет под управлением автора, а Георг Фридрих Хаас представит премьеру оперы «Кома» об «ужасах памяти» героини, находящейся между смертью и жизнью; согласно дисклеймеру, часть исполнения идет в полной темноте.
Время с Шенбергом
27 июля — 24 августа

В 1923 году Арнольд Шенберг манифестировал, что его метод композиции обеспечит превосходство немецкой музыки на сто лет вперед. Пора подвести итоги. Логично, что почти во всех программах цикла соседями Шенберга будут его ученики и соратники по Новой венской школе, Альбан Берг и Антон Веберн. Особого внимания заслуживают два вечера: 16 августа прозвучит антигитлеровская «Ода Наполеону», где в партии чтеца выступит баритон Георг Нигль, известный отечественной публике по спектаклям Дмитрия Чернякова — Воццек в Большом театре и Дон Альфонсо в недавней постановке Cosi fan tutte в Экс-ан-Провансе. Концерт 24 августа стоит посетить хотя бы ради десяти минут музыки Луиджи Ноно, волшебной микротоновой пьесы «Карло Скарпа, архитектору бесконечных возможностей».

Salzburg Festival, Hofstallgasse © SF/Erika Mayer

Симфонические концерты
весь фестиваль

В афише Зальцбурга традиционно много музыки австрийских богов, Бетховена и Малера — но не только они определяют музыкальный ландшафт фестиваля. 25 июля прозвучит опера Луиджи Даллапикколы «Узник» и кантата Лучано Берио «Прерванная песнь» на письма казненных бойцов Сопротивления. Кирилл Петренко привозит в Зальцбург две программы Берлинского филармонического оркестра: 25 августа — Брукнер, назавтра — «Моя родина» Сметаны, все шесть симфонических поэм цикла, включая сверхпопулярную «Влтаву». Русская музыка отдана на откуп Филармоническому оркестру Осло и новой дирижерской звезде, 27-летнему Клаусу Мякеля.
Почетное место отдано специалистам по старинной музыке. Ораторию Генделя «Израиль в Египте» исполняют «Монтеверди-хор» и «Английские барочные солисты», но это роскошь без интриги. Когда аутентисты берутся за классиков и романтиков, музыкальный результат бывает непредсказуемым: Жорди Саваль и оркестр Les Concerts des Nations 6 и 9 августа собирают антологию симфоний Бетховена, от Первой до обнимитесь-миллионной Девятой.
Отдельный абонемент у Венского филармонического оркестра — коллектив без главного дирижера по очереди посетят пять звезд: почти ровесник фестиваля 96-летний Герберт Блумстедт, Андрис Нельсонс, Рикардо Мути (циклопическая Восьмая симфония Брукнера прозвучит под его управлением трижды), Янник Незе-Сеген и Густаво Дудамель. С последним из них Асмик Григорян исполняет «Четыре последние песни» Штрауса — и это дорогой подарок.
Камерные концерты
19 июля — 21 августа

Кроме старых и новых венцев в камерной программе есть нежданные гости — например, Альфред Шнитке, отмечающий в 2024 году 90-летний юбилей. Не забыт главный зальцбургский гражданин, которому отведен отдельный абонемент оркестра Моцартеум: среди концертов, начинающихся в 11 утра, греют душу два последних при участии дирижера Максима Емельянычева. В серии клавирабендов сплошь хрестоматийный репертуар и соотечественники: Григорий Соколов, Евгений Кисин и Аркадий Володось. Из четырех вокальных вечеров отметим тот, где баритону Маттиасу Герне аккомпанирует интендант фестиваля Маркус Хинтерхойзер — с Малером и Шостаковичем в программе. В этой анфиладе легко потеряться и пропустить концерт 23 августа — а он, между тем, проходит по ведомству must listen: Анна Прохазка и Патриция Копачинская исполняют «Фрагменты из Кафки» Куртага.

«Сон в летнюю ночь»: Балет Дортмунда © Leszek Januszewski

Драма

Как и все последние сто лет, драматическая программа Зальцбурга открывается пьесой одного из отцов фестиваля Гуго фон Гофмансталя: на Кафедральной площади сыграют «Имярек», моралите о смерти и покаянии богача в новой постановке знатного мастера оперных развлечений Роберта Карсена.
В центре дебютной программы нового куратора драматического направления Марины Давыдовой — работы двух могикан европейского театра: «Волшебная гора» Томаса Манна в режиссуре Кристиана Люпы и австрийская премьера великого спектакля Хайнера Геббельса «Все, что произошло и могло произойти». На равных правах в программу входит танец — и сразу в неожиданном контексте: «Зеркальные нейроны», документальный спектакль при участии публики, сочиняют хореографиня Саша Вальц и компания Rimini Protokoll. Из Дортмунда приедет «Сон в летнюю ночь» Александра Экмана — спектакль совсем не новый, но хорошо темперированные игры с охапками сена можно смотреть бесконечно.
Текст: Богдан Королёк

Заглавная иллюстрация: Hofstallgasse © SF/Kolarik
Читайте также: