Один из таких аккаунтов в Инстаграме —
Museum of fragments, имеющий подзаголовок
Painting in details = Mostly Renaissance, Mannerism, Baroque = Bizarreness, Animals, Natura morta, Faces, Objects and Curiosities. В инстаграмовском описании
Museum of fragments вместо поставленных мною знаков равенства — странные значки, такие волнистые, похожие на линию улыбающегося рта. Кажется, это фигурные скобки, из вертикального положения повернутые горизонтально. Очень маньерично и барочно. У себя в компьютере я такого знака не нашел. Получается, уже редкость. Само описание сразу дает нам несколько векторов для размышления — то есть, тем из нас, конечно, кто относится к категории «посвященных». Во-первых, хронологические рамки, в пределах которых создатель аккаунта ведет неустанный поиск деталей картин, достойных для выставления. Не будучи специалистом в истории западной живописи, все-таки предположу, что деталь — нагруженная символическим, а то и аллегорическим смыслом — действительно появилась лишь в ренессансном арте, хотя, конечно, присутствовала и в средневековом, но совсем в другом контексте и в другом соотношении к целому. Средневековое визуальное искусство, в основном, не иерархично; то есть, так: оно, безусловно, строго иерархично, ибо является христианским и все такое, но это не иерархия деталей произведения в отношении друг друга; западный средневековый арт-объект есть, сам по себе, столп и утверждение Истины Христа, все элементы которого равнозначны. Отсюда и отсутствие перспективы, увеличивающей в размерах нужное (ближайшее к) нам. Иными словами, в средневековом визуальном искусстве ничего не скажешь про деталь в ее отношении к другому элементу произведения; здесь есть одно действительно иерархическое отношение — отношение детали к общему. Между собой же элементы равны. Получается нечто горизонтальное (равенство элементов), совокупность которого в какой-то момент вздымается Башней Веры. Этот подход отчасти дожил и до конца XV — XVI века, в Северной Европе, Германии и Фландрии. Подтверждение тому — картины Босха, где каждый сюжетец столь же важен, как и остальные. Картины его не смотришь, а разглядываешь; соответственно, они работают не первым впечатлением, образом, сразу поражающим воображение, а количеством любопытных (или веселых, или ужасных) мелких штук. Да, это уже не средневековое искусство, но и не ренессансный (итальянский, по большей части) подход. У Босха количество переходит в качество арта, у Карпаччо (мы к нему еще вернемся) или Микеланджело качество дается с первого взгляда, ударом по глазам и воображению, после чего стоит приступать к количественной оценке разнообразных — иерархически выстроенных — деталей.