Кунстхалле, который у нас было появился, вселял большие надежды.
Манеж преобразился, когда несколько лет назад его возглавил Павел Пригара. До этого момента только ленивый не язвил по поводу выставочной чехарды в Манеже, к которой все настолько давно привыкли, что воспринимали ее как нечто само собой разумеющееся. В конце концов, не было ничего удивительного в том, что это неловко отреставрированное в позднесоветское время здание стало площадкой, где коммерческие выставки перемежались отчетными экспозициями Союза художников и коллективными
contemporary art-проектами. В не таком далеком прошлом ведь там был энкавэдэшный гараж, что уж тут сокрушаться? И вот, за последние несколько лет, от проекта к проекту, мы увидели, как можно делать современные выставки, которые не оставят равнодушными сведущих и заинтересуют широкую публику. Теперь с изменениями в руководстве Манежем радикально ничего не поменялось.
Нынешний и ближайшие проекты, безусловно, продолжат начатое недавно. Но ясно же, что кунстхалле нам может сейчас только сниться — не из частных же российских коллекций собирать экспонаты для международных проектов? Когда все флаги будут к нам в гости, нынче даже Гуглу неведомо. Впрочем, не то чтобы в России было недостаточно местного материала для того, чтобы составить программу выставок на год-другой. Пусть пока будет не кунстхалле, а выставочный зал с опытом проектов в духе кунстхалле — ну а реконструкция, сделанная несколько лет назад, точно пошла Манежу на пользу.