Сообщество Современных Сибирских Художников с иронично-многозначной аббревиатурой СССХ и колким астериском-снежинкой, вызывающим в памяти давнюю работу Дамира Муратова «Соединенные Штаты Сибири», возникло в Петербурге в прошлом году. С одной стороны, это самоорганизация, — пусть и инициированная кураторской единицей, Полиной Слепенковой, — но становление которой зависит от усилий и энтузиазма всех художников-участников. С другой стороны, — галерея, не скрывающая коммерческих амбиций и успехов, после череды ярмарок только что дебютировала на Cosmoscow. Транссибирское искусство — а давайте не будем забывать, что Сибирь представлена множеством регионов, каждый из которых обладает своими спецификами — по-прежнему известно постольку-поскольку. Новоявленная, но уже популярная ярмарка SCAN, Сибирский архив современного искусства Ирки Солзы, исследования и художественные проекты Лукии Муриной и Лолиты Моисцрапишвили, поддерживаемые в том числе все тем же Фондом Cosmoscow, конечно, не позволят оговориться, что художественная жизнь Сибири находится вне зоны видимости, однако в близорукой петербургской оптике она все-таки остается почти слепым пятном. Впрочем, нигде, кроме заведомо не понятной, маргинализированной и необозримой terra ignota, и не могло бы расцвести такое явление, как сибирская готика.