Ничто из того, во что верят герои сериала и в чем они самой своей судьбой так успешно убеждают зрителей, режиссурой не оправдывается. Нет, казалось бы, ничего — в самом ужасном смысле этих слов — неизменнее и непреложнее, чем старушечье горе, и ход с гибелью Ералаша, до которой он успевает купить любимой бабушке утюг, тем безотказнее, чем дешевле (а дешев он беспримерно); но вот в финале горюет уже мать Желтого, так же безутешно, так же разрывая сердце (не только зрителям, но и, например, убийце), и какова теперь цена этому горю, обернувшемуся подзаборной бранью в адрес племянницы? Родители Вовы и Марата чувствуют унижение от того, кем стали их дети, а мать Андрея ее унижение вовсе сводит с ума, и тут не место оговоркам (разве что совсем уж озлобленным): ну просто в дом хороших людей постучалась беда, — но пару серий спустя столь же глубокое унижение начинает чувствовать и отец Айгуль, мерзавец и сволочь, зеркально переворачивая само это понятие. Одна из самых забавных зарисовок — гопники, впервые смотрящие порнофильм, и решена она как чистый ритмизованный гэг; но еще немного — и эта же видеокассета послужит триггером для самого кошмарного события сериала. А бритая голова главного героя делает его равно пригодным и к банде, возглавляемой «афганцем» В.К. Суворовым, и к Суворовскому училищу, чей начальник отъелся на воровстве провианта для «афганцев», — но эту рифму замечает паскуда-комсомолец, и она тут же теряет определенность сатирического штриха, поскольку (пусть и очень косвенно) приведет в комсомол Суворова-младшего… Казалось бы, впрочем, все это как раз уровень сценария, — но на том уровне подобные перевертыши выглядят в лучшем случае ловкими, вообще же говоря — натянутыми, к тому же — несколько сомнительного вкуса. И можно (да и, что уж там, нужно бы) долго и содержательно рассуждать о том, как именно устроена режиссура Крыжовникова, — по работе с остраняющими приемами, с цитатами, с верхними ракурсами, с ландшафтом, — дающая этим перевертышам оправдание и укореняющая их в предлагаемой картине мира. Но, возможно, достаточно будет сказать о том, что представляется основой этой режиссуры, ее стилеобразующим приемом. Потому что (так уж сложилось, и даже примерно понятно, за какие грехи) за последние четверть века в российском кинематографе было всего два автора, для которых основой их режиссуры был — монтаж. И один из них, ясное дело, Тимур Бекмамбетов; второй же — как раз Жора Крыжовников. Который всегда, с самого начала, мастерски делал вид, будто монтирует по беспределу. А сам монтировал по понятиям.