«Cамое главное — это общение»
Сьюзен Кац о фестивале «Арт Проспект»-2021
9 октября 2021
В Санкт—Петербурге завершился VIII международный фестиваль паблик—арта «Арт Проспект», проходивший в этом году одновременно на площадке ДК Газа и в онлайн—формате. О миссии «Арт Проспекта» и о фестивале-2021 Александре Александровой рассказала его директор Сьюзен Кац.
Мы проводим фестиваль «Арт Проспект» в Петербурге уже восьмой раз. В предыдущие годы он проходил в разных районах города, потому что мы хотели развивать современное искусство в общественных пространствах и делать его более доступным — знакомить публику, которая обычно не ходит в галереи, музеи, с современным искусством. Мы верим, что искусство может соединять людей и создавать разнообразные сообщества, поэтому мы занимаемся именно временным искусством. Кроме этого, для нас очень важно давать художникам возможность экспериментировать, создавать новые работы, поэтому мы стараемся работать как с молодыми, так и с более опытными художниками. Мы задумали фестиваль в ДК Газа еще два года назад до пандемии — и нам кажется очень интересной история этого района, завода, самого ДК, где уже в 1970-х проводились выставки нонконформистов, но сейчас, как мне кажется, происходит не так много в сфере современного искусства. «Арт Проспекту» интересно исследовать отношения между центром культуры и местным сообществом.
В прошлом году по понятным причинам нам пришлось перевести весь фестиваль в онлайн: художники создавали работы у себя дома — у нас было около двадцати проектов в Петербурге плюс мы сотрудничали с художниками из разных городов США. Конечно, виртуальный формат никогда не заменит опыта личной встречи, но стоит признать, что это, конечно, просто разные формы коммуникации. В этом году мы решили совместить оба формата — делать программу в ДК Газа и продолжить экспериментировать в онлайне, потому что это оказалось хорошим способом расширения географии фестиваля. Мы очень рады, что «Арт Проспекту» удалось привезти в Петербург пятерых американских художников, работавших совместно с коллегами из России. Всего в ДК Газа было показано двадцать проектов, многие из них — довольно масштабные, над ними работало около ста художников: среди них и арт-группа PARAZIT, сделавшая большой проект о выставках, проходивших в ДК Газа в семидесятые годы, и Deus ExCavator, и Север-7. Российская художница Ольга Кройтор и американский куратор Кендалл Хенри проводили воркшопы, связанные с искусством перформанса и инсталляции. Все работы очень разные: Александр Шишкин-Хокусай представил объекты вокруг здания ДК Газа, финская художница Ану Пеннанен придумала аудиопрогулку по Дому культуры, было несколько перформансов, множество интерактивных проектов. Мы пригласили поучаствовать и резидентов ДК Газа, согласились около десяти — тату-центр, музыкальная школа, благотворительный фонд «Спасибо». Афиша этого года получилась очень насыщенной и впервые настолько разнообразной географически, онлайн-программа фестиваля будет продолжаться до конца октября — в ней участвуют художники из Южной Африки, Нигерии, Бразилии, США, Казахстана и Узбекистана. Один из проектов мы смогли реализовать удаленно: швейцарские художники установили уличный фонарь из Цюриха в Петербурге на Кировском заводе — и наоборот.
© Арт Проспект
В последние десять лет в России стало гораздо больше художников, занимающихся социально ангажированным искусством, и это, конечно, общемировой тренд. Мы бы хотели создавать фестиваль, который был бы интересен для всех — так что для нас ценно прежде всего взаимодействие и создание атмосферы для того, чтобы люди могли общаться друг с другом. В этом отношении одним из самых удачных наших проектов мне кажетсямастер-класс по кулинарии, который провели пенсионеры. Все началось с наблюдения одного из наших кураторов: когда она покупала продукты в магазине у своего дома, ее соседи, пенсионеры, все время давали советы — что купить и как приготовить. Ей это так понравилось, что она захотела дать им возможность разделить свой опыт с большим количеством людей и устроила такую серию мастер-классов, на которых эти пенсионеры рассказывали, как готовить их любимые блюда.
Cтруктура «Арт Проспекта» демократична: в нашей команде около 10 человек, и мы каждый год сначала выбираем тему, место и художников — все вместе. Конечно, сама концепция кураторства как профессии стремительно меняется, а когда фестиваль проходит в общественном пространстве и занимается социальным искусством, куратору приходится учитывать интересы и художника, и местного сообщества, и самого места, где это происходит. Есть очень много факторов, часть из которых не поддаются контролю. В этом году тема фестиваля сформулирована как «Формы солидарности» — и мы хотим исследовать отношения между ДК и местным сообществом. Это очень важно именно сейчас, когда дома культуры исчезают как феномен, как пространство, где люди могли бы учиться чему-то новому, общаться, образовывать новые сообщества.
Хотя все наши проекты временные, случается так, что жители соседних домов выступают против тех или иных мероприятий. Чаще всего, как мне кажется, причиной становится не сама работа или выставляемый объект, а разность понимания границ частного и общественного: десять лет назад, когда мы только начинали, нам очень нравилось работать во дворах — тогда они еще были открыты, ведь это общественное пространство. Это было прекрасно, особенно когда дворы были проходными. Но потом жители города стали осознавать эти пространства как свою собственность и закрывать их от посторонних. Так однажды за час до открытия нам пришлось снять работу Александра Шишкина-Хокусая — но не потому, что она не нравилась жильцам, просто им не хотелось привлекать внимание к месту, где они живут. Мы стараемся заранее проводить работу с местными жителями, встречаться с ними и разговаривать, вовлекать их в участие в фестивале. Например, в один из годов художник Стас Багс собирался расписывать стену в Адмиралтейском районе и нарисовал то, что хотели местные жители. Для нас самое главное — это общение, и их мнение очень важно.
Фото: Михаил Григорьев
Фонд CEC Artslink больше пятнадцати лет занимается проектами в сфере искусства в общественных пространствах и социального взаимодействия. Кроме «Арт Проспекта» мы реализуем программу резиденций, давая возможность художникам из разных стран общаться, обмениваться опытом, идеями. Сначала мы проводилиразнообразные воркшопы в городах России: в Нижнем Новгороде, Калининграде, Кемерово, Владивостоке — и стало очевидно, что это хороший способ познакомить местных жителей с американскими художниками, с современным искусством. Постепенно мы стали работать с бывшими союзными республиками — находили партнеров в этих странах, организации, которым тоже было интересно работать в этом направлении, что в результате оформилось в сеть организаций Art Prospect Network. Мы стали проводить фестивали, например, в Киеве, Бишкеке, Тбилиси, Баку. Это были именно локальные фестивали, проводившиеся нашимипартнерами — мы не доминируем в этом процессе, только делимся своим опытом и поддерживаем развитие инициатив, возникающих «на местах».
Текст: Александра Александрова

Заглавная иллюстрация: Михаил Григорьев
Читайте также: