30 ноября 2019

Театр как национальная идея Финляндии

The days

Не сыром единым

В Финляндию наши люди едут за чем угодно: от сыра до стирального порошка, консервированной оленины и зимней резины, но только не за театром. Финляндия ассоциируется у нас с озёрным отдыхом и современным искусством, паромами в Швецию и аквапарками, однако точно не со спектаклями или танцперформансами. Те редкие счастливчики, которые случайно попадали на августовские фестивали в Хельсинки или Тампере, скорее всего, поражались высокому уровню развития местного театра, но дальше этих открытий дело наверняка не шло. Между тем финский театр интересен и разнообразен, там есть что посмотреть и детям и взрослым. Об этом — в репортаже нашего обозревателя Ники Пархомовской, которая ездит в Финляндию часто, и преимущественно за искусством.

Театр как национальная идея

Это только нам кажется, что лишь в России театр — кафедра, храм и объединяющее начало. На самом деле в крошечной (если не по площади, то по населению) Финляндии с театром как идеей тоже всё в порядке. Театр — место встречи и знакомства, место формирования национального самосознания и национальной идентичности. Недаром первое, что вы видите, сойдя с поезда на Центральном вокзале Хельсинки, — Национальный театр (при условии, что повернёте в правильную сторону, то есть налево, в противном случае вам «грозит» Музей современного искусства «Киасма» — один из лучших, по убеждению многих наших соотечественников, музей современного искусства в мире, — который также расположен в непосредственной близости к вокзалу).

В нынешнем своём виде Национальный театр — это не просто красивое здание так называемого северного модерна (серый гранит и красные башенки прекрасно сохранились с 1902 года, когда оно было построено, что, впрочем, неудивительно, поскольку в театре и вокруг него, сколько себя помню, постоянно делается ремонт) с памятником писателю Алексису Киви перед ним, но и несколько сцен, суперсовременное оборудование, обширный репертуар и немаленькая — по местным меркам — труппа. Когда бы вы ни приехали в Хельсинки (но желательно не летом, конечно), вы всегда можете попасть на актуальную пьесу из жизни беженцев, социально острую «Смерть коммивояжёра» или камерную «Чайку» про тяжёлую жизнь и непосильный труд артистов.

Спектакли в Финском национальном идут едва ли не каждый вечер, причём порой на нескольких сценах одновременно (в данный момент, вместе с клубом в цокольном этаже, их тут целых шесть), так что можно выбрать на любой, как говорится, вкус. А вот кошелёк сохранить в целости не удастся, поскольку билеты в театр в Финляндии недёшевы; впрочем, бывают скидки для студентов и пенсионеров, а ещё для военнослужащих и безработных (правда, имеющих финское гражданство). Многие спектакли идут на чистом финском языке, но некоторые переводят на английский — ищите соответствующие пометки на сайте или в буклетах. В частности, я точно знаю, что вполне сносными субтитрами снабжены хитовые «Три сестры» в постановке режиссёра и актёра Пааво Вестерберга.

Это, возможно, не самый выдающийся спектакль финской сцены, но, во-первых, в нем всё предельно ясно даже тем, кто не понимает ни одного из вышеуказанных языков, во-вторых, по стилистике он больше всего похож на средний немецкий спектакль 10-х годов третьего тысячелетия (а Финляндия к нам всё-таки ближе, чем Германия, и иногда совершенно незачем ехать в театр за тридевять земель), в-третьих, финские актёры традиционно хороши и убедительны, хотя лично я предпочла бы, чтоб кричали они поменьше, а чувствовали персонажей получше. Также довольно любопытно само решение с дискотекой и нескончаемым караоке в доме сестёр Прозоровых в первом акте, перетекающими в созданный с помощью компьютерной графики пожар во втором. На мой вкус, этот незамысловатый, но зрелищный спектакль вполне может понравиться и молодой студенческой паре, выехавшей на свои первые зарубежные каникулы, и пожилой супружеской чете, отмечающей годовщину свадьбы.

Театр как социальный проект

А вот более взыскательному зрителю я предложила бы пойти в Шведский театр, который расположен неподалёку от Национального. Наверное, если вы хоть раз бывали в Финляндии, и особенно в Хельсинки, то помните, что там все указатели — на двух языках и что даже в метро станции объявляют сначала по-фински, а потом по-шведски. Но в театре всё-таки существует чёткое разделение, и шведоговорящие финны ходят в основном туда, где их язык — первый и главный, то есть в расположенный в самом центре Хельсинки Svenska Teatern. Недавно там состоялась любопытнейшая премьера, которую я рекомендую посмотреть всем, кто собирается в столицу Суоми в ближайшее время. Называется спектакль In the Great Landscape — и, по меткому определению создателей, является сказочной семейной хроникой.

Необычным и даже по-своему альтернативным его делают и содержание, и состав исполнителей, и, разумеется, сама концепция. Дело в том, что этот спектакль — плод коллективного творчества людей с особенностями ментального развития из знаменитого театра DUV, которому в 2019 году исполнилось 20 лет и который однажды даже был на гастролях в России (а именно в московском Мультимедиа Арт Музее — с презентацией своего проекта по мотивам «Кармен»), и профессиональных актёров Шведского театра, а также участников финской (и, что немаловажно, финноязычной) инклюзивной поп-рок-группы Resonaarigroup и замечательного камерного оркестра Wegelius Kammarstråkar, которым больше 15 лет руководит скрипачка Аннемари Острём.

Действие происходит в некой сказочной стране, созданной на репетициях коллективным воображением участников проекта. Придуманную ими историю разлуки и воссоединения двух сестёр (разумеется, королевских дочерей, как и полагается в сказке) рассказывает мудрая и старая Сова, роли главных героинь и их родичей, а также министров и свиты исполняют и актёры с ментальными особенностями, и профессионалы. Всё это смело, свежо, смешно, органично и чрезвычайно инклюзивно. Режиссёр спектакля Микаэла Хасан говорит, что, кроме всего прочего, мне сказочно повезло с публикой: в тот субботний полдень, когда я смотрела спектакль, в зале было много зрителей с самыми разными особенностями здоровья, в том числе взрослые люди с инвалидностью, и целые группы из соседних городов.

Признаться, сама я сначала не очень понимала, в чём соль запутанной сказочной истории, которая к тому же шла на совершенно незнакомых мне финском и шведском, но постепенно радость весело смеющихся «инклюзивных» зрителей передалась и мне. Несколько комических сцен до сих пор не идут у меня из головы, а удивительная органика некоторых актёров с ментальными особенностями так запала в душу, что теперь, чувствую, долго буду ждать того же от «условно обычных». В итоге в финале, после того как игрушечного кролика подбросили над сковородкой и «поджарили», а сёстры, несмотря на все препятствия, нашли друг друга, я рыдала вместе с залом. Жаль только, что на обсуждении после не могла оценить юмор всех ситуаций, зато порадовалась тому, каким живым и многолюдным оно было.

Театр как танцтерапия

Ещё один спектакль, который, безусловно, стоит посмотреть всем, кто верит в социальный театр и в то, что творчество может менять если не общество, то жизнь конкретных людей, — The Days в постановке работавшего в Театре танца Пины Бауш в Вуппертале и кубинской труппе современного танца Danza Contemporanea de Cuba хореографа, танцовщика и сценографа Тео Клинкарда. Мария Нурмела и Вилле Ойнонен действительно «проживают» у нас на глазах свои дни — в борьбе и нежности, в томлении и страсти, в желании сломать другого, сделать его тело и его самого удобным и уступчивым… и в тщетной мечте о взаимопонимании. Они показывают отношения обычных людей, возможно семейной пары, которые никак не примут друг друга такими, какие они есть.

Но особенным данный спектакль делает не этот бесконечный, на удивление чувственно, живо и правдиво станцованный поединок и даже не безуспешная попытка всё-таки договориться в финале, а участие ещё двух перформеров — непрофессионалов старше 65, которых танцовщики «вовлекают» в представление после двухдневного тренинга, проведённого ими для пожилых людей в том городе, куда они приезжают на гастроли. Самое интересное, что для пожилых участников спектакля это часто первый в жизни опыт обращения к современному танцу, а большинство из них ещё и никогда не выступали на сцене. Но, по словам Марии и Вилле, именно это и придаёт новичкам энергию и реальное желание двигаться, у них возникает чувство локтя и сопричастности, они перестают комплексовать и стесняться.

Театр как искусство

Стеснения начисто лишено и лучшее на сегодня произведение театрального искусства, которое до 02.02.2029 можно увидеть в Хельсинки. Речь вовсе не о спектакле или перформансе, а об аудиовизуальной инсталляции, которая называется просто и незатейливо: The Visitors («Гости»). По сути, работа исландского музыканта, художника и перформера Рагнара Кьяртанссона и вправду довольно проста. Она состоит из девяти видеопроекций, на которых сам Рагнар и его друзья поют и играют на музыкальных инструментах в старинной американской усадьбе (используя для этого все доступные помещения: от библиотеки до гостиной, от спальни до ванной комнаты, где смело расположился сам совершенно обнажённый автор). Их импровизированное домашнее выступление длится около часа и снято одним кадром.

Казалось бы, ничего особенного, всего лишь сентиментально-меланхоличное home video. Но мои финские друзья признаются, что приходят на пятый этаж музея снова и снова, дабы поплакать и посмеяться, покачать головой в такт и начать подпевать исполнителям. Сама я была на выставке дважды и всерьёз размышляю над тем, чтобы только ради неё после Нового года хотя бы на день рвануть в Хельсинки из Москвы. Я видела на этом спектакле — а именно театром я считаю чудесную по чистоте мысли и воплощения композицию Кьяртанссона — папу, который мирно укачивает ребёнка, и девушку, рыдающую на плече у своего бойфренда, пожилых, едва передвигающихся супругов и юных школьниц. Все они «застревали» здесь надолго и смотрели происходящее как спектакль, что рано или поздно обязательно закончится. Многие даже хлопали в финале, словно в заправском театре, хотя обычно на выставках это всё-таки не предполагается.

Так я нашла в Финляндии свой идеальный театр, причём там, где совершенно не ожидала. Но главное, что он здесь практически повсюду. Нужно лишь захотеть это увидеть.


Текст: Ника Пархомовская