Идея подобного экспонирования, конечно, не нова. Что-то подобное устраивалось и за границей, и у нас. Такие «двойные» портреты собирал, в частности, знаменитый питерский коллекционер Яков Рубинштейн — герой другой, недавней выставки в том же Музее русского импрессионизма. Она называлась
«Охотники за искусством» и показывала избранные работы из нескольких выдающихся частных коллекций, собранных еще в СССР. Одно из этих собраний как раз и принадлежало Якову Рубинштейну — и это были такого уровня вещи, что после смерти владельца все быстро разошлось по государственным музеям и коллекционерам. Рубинштейн ввел такую практику: покупая работу, на которой был изображен художник, он стремился найти и его собственный автопортрет. В 1981 году вся парная серия, собранная Рубинштейном, — там был, например, портрет Сомова работы Бакста и сомовский автопортрет, — участвовала в выставке его коллекции в Манеже, тогда еще ленинградском.