Это-то «покорное следование» за материалом, если попросту, и отменяет любой разговор об «авторской позиции». Если фильм «Треугольник печали», например, циничен, то не по отношению к героям-циникам, а вослед им. Церемониал поднесения пассажирам блюд «высокой кухни» во время качки смешон своей методичной, высокопарной невозмутимостью; но раскадровка хаоса, воцаряющегося в разгар качки, столь же невозмутима, столь же методична — и столь же высокопарна. Механический белый рояль в кают-компании, играющий нечто меланхолично-возвышенное, безупречно забавен; но меланхолия самого Эстлунда имеет ту же механическую, обезличенную в угоду артхаусным канонам природу. Насмешки режиссера над избыточной корректностью в современном западном социуме не менее остры, чем в «Квадрате»; но сцена убийства дикой ослицы не даст ошибиться — Эстлунд, идя на вторую каннскую ветвь, скрупулезно чтит и блюдет границы дозволенного новейшей этикой кинорепрезентации, даже когда это очевидно идет в ущерб содержанию экранного события. Не считая последних двух минут фильма, ни одно художественное решение в «Треугольнике печали» — монтажное, мизансценическое, актерское, операторское, цветовое, — ни на йоту не отклоняется от логики материала, которую автор столь демонстративно высмеивает и презирает. (Последние две минуты, впрочем, тоже ничего не меняют. Хотя бы уже потому, что не успевают. Впрочем, совсем не только потому.)