Великолепная десятка
10 наиболее любимых Анной Мартовицкой объектов из шести разных городов Норвегии
15 января 2020
«Архитектурный путеводитель. Норвегия. 2000-2020» Анны Мартовицкой вышел в издательстве DOM Publishers (Берлин, Германия) на русском и английском языках при поддержке Посольства Королевства Норвегии и Innovation Norway. Masters Journal публикует выборку из 10 наиболее любимых автором объектов из шести разных городов Норвегии.
В книге собраны 150 архитектурных объектов, реализованных в Норвегии в период с 2000-го по 2020-й годы. География путеводителя охватывает как крупнейшие и наиболее посещаемые города страны — Осло, Берген, Ставангер, — так и постройки более чем 10 малых городов, а также объекты Национальных туристических дорог, важнейшего инфраструктурного проекта Норвегии, главная цель которого — сделать более доступными красоты знаменитых фьордов и природных парков.
Составленная Анной Мартовицкой подборка проектов демонстрирует широкий спектр художественных приемов, типологий и масштабов, но при всем своем разнообразии они объединены не только страной происхождения. Куда более важным фактором единства представляется подход норвежских архитекторов к решению стоящих перед ними задач. Будь то камерный объект повседневности (например, пешеходный мост, смотровая площадка или беседка для отдыха), крупный офисный комплекс или масштабный градостроительный проект, в центре внимания всегда находятся человек и его взаимоотношения с природой. В то время как многие державы громко пропагандируют необходимость сохранения ресурсов, Норвегия последовательно реализует принцип бережного отношения к окружающей среде, не просто закладывая в проекты инновационные технологии, но делая сами постройки и развиваемые территории воплощением гуманной рациональности и экологичности.
The Wedge
Dronning Eufemias gate 42, Осло
A-lab 2016

Последнее здание проекта Barcode, его эффектный финальный аккорд. Офисный комплекс расположен на клиновидном в плане участке (который и дал проекту название, wedge в переводе с англ. означает «клин»), почти вплотную соседствующем с новым автомобильным и пешеходным мостом Nordenga. Сама роль бокового фасада всего квартала и близость к оживленной трассе продиктовали архитекторам необходимость создания предельно иконического и динамичного объема.
The Wedge. Фото: Ivan Brodey
Здание, ширина которого варьируется от 5 до 10 метров, служит местом обитания нескольких компаний. В пределах основного объема для них спроектированы офисы свободной планировки, а конференц-залы вынесены на восточный фасад в виде отдельных кубических эркеров-консолей. Именно эти объемы в сочетании с драматично извивающейся вдоль них металлической пожарной лестницей и облицовкой темно-коричневым кирпичом и формируют ударное завершение Barcode. На 10 этаже в здании также спроектирован ресторан, а на верхнем уровне организована открытая терраса с панорамным видом на город и фьорд.
Green House
Dælenenggata 36 Осло
Element Arkitekter, 2013

Жилой дом на 21 квартиру, пристроенный к брандмауэру существующего многоквартирного здания и на практике воплощающий принципы «зеленой» архитектуры. К этому авторов проекта подтолкнуло само расположение дома между плотным городским кварталом и парком — фактически новое здание обозначает границу между зелеными и каменными джунглями.
Green House. Фото: Finn Ståle Felberg
В облицовке фасадов использованы дерево и стекло, причем последнее получило специально разработанный паттерн из пикселей зеленого цвета, благодаря чему дом действительно визуально сливается со своим парковым окружением. Кроме того, такой рисунок позволяет более эффективно защищать жилые помещения от солнца и создает интересную игру светотени в интерьере лоджий и комнат.
Первый этаж дома частично отведен под небольшие магазины и мастерские, а расположенные здесь квартиры получили собственные веранды, которые от улицы отделены весьма условными ширмами из тонких деревянных реек. Кровля дома служит садом — здесь есть как частные участки, принадлежащие квартирам верхнего этажа, так и общее для всех жильцов общественное озелененное пространство.
Жилой дом на Korsgata
Korsgata 5, Осло
Reiulf Ramstad Arkitekter, 2009

К улице Korsgata жилой дом обращен предельно лаконичным фасадом из темного кирпича — с этой стороны здание тактично заполняет лакуну в застройке исторического фасада и старается ни в чем не спорить со своими более возрастными соседями. Единственная нетривиальная деталь здесь — это, пожалуй, входная дверь, выполненная из черного перфорированного металла. Вся пластическая игра, столь свойственная почерку архитектора Реульфа Рамстада, — на фасаде, обращенном во двор, в который можно попасть с улицы Øvre gate.
Жилой дом на Korsgata. Фото: Thomas Bjørnflatent
Сюда дом обращен строками лоджий, в ограждениях которых уже знакомый перфорированный металл чередуется с насыщенно-зелеными стеклами, а верхний этаж украшен тремя эффектными «капюшонами» мансардных окон, подчеркнутый геометризм и четкий ритм которых как нельзя лучше вписывают здание в панораму некогда промышленного, а теперь насыщенного самыми разными функциями района города. Всего в этом жилом доме насчитывается 12 квартир, площадь которых варьируется от 35 до 85 кв.м.
Жилой дом на Langgata
Langgata 11B, Ставангер
Austigard Arkitektur, 2015

Блистательный пример возрождения типологии деревянного городского дома, в котором соблюдены все каноны жанра и при этом ярко проявлены пластические и художественные возможности языка современной архитектуры. Заполняя узкую лакуну между двумя традиционными жилыми домами (скатные кровли, мансардные окна, деревянные фасады, выкрашенные в белый цвет), архитекторы предпочли не встраиваться вплотную, а наоборот, использовать имеющийся ресурс пространства для того, чтобы несколько переосмыслить сам сценарий жизни в таком домовладении.
Жилой дом на Langgata. Фото: Илья Храпковский
Дом представляет собой узкий, вертикально ориентированный объем с не слишком артикулированной двухскатной кровлей, отступающий от соседа справа для того, чтобы, с одной стороны, не затенять его боковые окна, а с другой — получить пространство для организации крыльца и небольшой террасы за ним.
Три жилых уровня вместили по одной функциональной зоне каждый, тогда как лестница вынесена в отдельный вертикальный объем с эффектно скошенным фонарем верхнего света. К этой второй башне на уровне верхней лестничной площадки присоединена открытая терраса, трактованная как своего рода капитанский мостик. Динамизм больших прямоугольных окон главного фасада поддержан треугольным эркером на боковом.
Отель Scandic Stavanger City
Reidar Berges Gate 7, Ставангер
Kosbergs Arkitektkontor, 2014

Отель вмещает 226 номеров и все необходимые общественные функции, однако эти масштабы полностью скрадывает архитектурное решение в виде четырех компактных домиков с двухскатными кровлями.
Отель Scandic Stavanger City.
Фото: Kosbergs Arkitektkontor
Между собой корпуса соединены стеклянными переходами на уровне первого и последнего этажей, при этом каждый корпус чуть повернут относительно своих ближайших соседей, что делает галереи практически невидимыми с большинства ракурсов и на градостроительном уровне придает комплексу отчетливое сходство с традиционной застройкой Ставангера.
Данью традиции можно считать и выбор фасадных материалов — первые два этажа обшиты темным плакированным алюминием, а верхние уровни — деревом, однако их сочетание, равно как и «пляшущий» ритм разноразмерных окон в массивных металлических обрамлениях — это, бесспорно, отсыл к современной архитектуре. Кроме того, северные фасады корпусов имеет ощутимый наклон в сторону дороги, что придает силуэту и всему облику отеля еще более задорный и дружелюбный вид.
Офисное здание DNB Solheimsviken
Solheimsgaten 7 A-D, Берген
Petter Bogen Arkitektkontor, 2013

Семиэтажный офисный комплекс общей площадью около 44 000 кв.м построен на месте бывшего судостроительного завода, являвшегося частью масштабной промзоны Бергена на берегу пролива Damsgårdssundet. Производство было полностью выведено с участка, и его новое освоение началось с создания набережной, которая была расширена в сторону моря на 180 метров. С учетом габаритов задуманного офисного комплекса (а он вытянулся вдоль набережной на 330 метров) это была совершенно необходимая градостроительная мера, иначе новое масштабное строительство попросту «задавило» бы запланированное перед ним общественное пространство.
Офисное здание DNB Solheimsviken. Фото: Илья Храпковский
Для того, чтобы здание не казалось слишком длинным, архитекторы разделили его на пять отдельных блоков, связанных между собой стеклянными переходами на уровне верхних этажей. Принципиальным для авторов проекта было и то, что оба «длинных» фасада комплекса решены как главные, наделенные подчеркнуто индивидуальным характером.
К улице Damsgårdsveien все пять корпусов обращены фасадами из узкого кирпича, оттенки которого подобраны таким образом, чтобы создавать ощущение разноцветной пряжи, струящейся вдоль зданий. «Водный» фасад получил более индустриальный характер: центром всей композиции здесь стали три гигантских прямоугольных консоли из патинированной меди, с обеих сторон фланкированные крупной регулярной сеткой из темных металлических швеллеров. На фоне последних бирюзовые «капюшоны» смотрятся особенно ярко, но архитекторам мало создать цветовой акцент: каждой из консолей они придают индивидуальную ломаную форму.
Студенческое общежитие Grønneviksøren Møllendalsveien 52-54, Берген
3RW Arkitekter, 2013

Один из крупнейших кластеров студенческого жилья в Бергене, при проектировании которого архитекторы ставили перед собой задачу создать быстровозводимый экологичный комплекс, в котором каждое отдельное здание может похвастаться индивидуальным обликом.
Студенческое общежитие Grønneviksøren.
Фото: 3RW/Cecilie Bannow
Всего в состав комплекса вошли 16 корпусов, сгруппированных в два многоугольных квартала. Высота домов варьируется от 4 до 8 этажей: более высокие из них формируют внешние границы кварталов, а более низкие размещены внутри них. Все здания построены из заранее изготовленных модулей, типоразмеры которых чередуются в пределах каждого из блоков в индивидуальном порядке, за счет чего каждый корпус приобретает собственную форму и пластику фасада. Дифференциации способствует и разнообразие цветовых решений: на каждом здании используются модули разных оттенков.
Вместо внутренних коридоров здесь использованы внешние галереи, пущенные вдоль дворовых фасадов и там, где это возможно, расширяющиеся для создания общих для всех жильцов террас. Вертикальные коммуникации — лифты и лестницы, — сосредоточены в выстроенных вдоль дворовых фасадов башнях, каждая из которых для удобства ориентации получила имя собственное.
Культурный центр «Дом литературы» в городе Фредрикстад
Storgata 5, Фредрикстад
Griff Arkitektur, 2013
В Норвегии функционирует несколько так называемых «Домов литературы» — публичных библиотек с аудиториями для проведения литературных вечеров, гостиными и кафе для неформального общения, и в силу своего почтенного возраста эти учреждения, как правило, располагаются в исторических постройках. «Дом литературы» во Фредрикстаде — первый в стране, для которого было спроектировано новое здание.
В 2008 году оно стало предметом закрытого конкурса, в котором победило бюро Griff Arkitektur. Воспользовавшись тем, что участок под строительство учреждения культуры был выделен между улицей Storgata и свободной от застройки набережной Bryggepromenaden, архитекторы трактовали объем, скорее, как самодостаточную скульптуру, чем как неотъемлемую часть традиционной ткани города.
Он представляет собой куб, в котором глухие фасады из ацетилированной древесины Accoya динамично чередуются с масштабными остекленными поверхностями. На уровне первого этажа объем раскрыт на набережную, на уровне второго и третьего уровней — в обратную сторону на Storgata, а заключительный четвертый этаж с расположенной там видовой террасой, вновь ориентирован на море. Подобное смещение прозрачных вставок от этажа к этажу визуально облегчает куб и придает его силуэту дополнительную выразительность.
«Дом литературы» в Фредрикстаде. Фото: Griff Arkitektur
На первом этаже «Дома литературы» разместились книжный магазин, литературное кафе, бар и ресторан. Второй и третий этажи целиком отведены под библиотеку, читальные залы, аудитории для проведения мероприятий, а последней уровень арендован местной журналистской организацией. Справа от «Дома литературы», через маленький переулок, расположено более компактное в плане здание местной церковной общины, которое также было частью конкурсного задания и в своем облике развивает схожие пластические приемы.
Школа Местерфьелле
Ahlefeldts gate 6, Ларвик
Cebra, Various Architects, Østengen&Bergo, 2014

Учебное заведение построено у подножия горы Местерфьелле и названо в ее честь. На проект новой школы муниципалитет города Ларвик объявил международный архитектурный конкурс весной 2011 года, и победил в нем датско-норвежский консорциум из трех бюро.
Проект нового комплекса, согласно условиям конкурса, помимо собственно учебного здания, должен был предусматривать благоустройство прилегающей территории и продуманную систему связей новой школы с расположенной по соседству гимназией. Здание было поднято на 12,8 метров: компенсировав таким образом перепад рельефа, архитекторы уравняли его первый этаж с входным вестибюлем гимназии. Между двумя учебными заведениями была разбита пешеходная площадь, насыщенная игровыми и спортивными пространствами для детей разных возрастов. Сама же школа Местерфьелле решена как компактный пятиэтажный объем, облицованный натуральным деревом и имеющий озелененную кровлю.
Школа Местерфьелле. Фото Mikkel Frost
В плане здание представляет собой сложный многоугольник — эта форма продиктована желанием архитекторов визуально уменьшить объем, минимизировать его вторжение в привычные панорамы города, а также подчеркнуть «родство» с горой. Композиционным центром всего здания служит гигантский атриум, в котором расположены лестницы и рекреации. Яркой особенностью этого пространства является отсутствие верхнего света — роль кровельных фонарей здесь выполняют огромные многоугольные витражи на фасадах здания.
Библиотека и культурный центр города Веннесла
Venneslamoen, Веннесла
Helen&Hard, 2011

Здание общей площадью 1938 кв.м включает библиотеку, кафе, общинный и образовательный центры, а также офисы администрации. Основой конструктивной схемы служат 27 прихотливо изогнутых ребер, которые подобно корабельным шпангоутам формируют внешний облик здания и объединяют его внутреннее пространство. Каждое ребро, повторяющее геометрию кровли, состоит из мощной вертикальной опоры и горизонтальной балки, сформированной из фигурных панелей клееной древесины. Внутри каждой балки проходят воздуховоды и электрокоммуникации, а вдоль ее поверхности спрятаны источники света, подчеркивающие пластику этих элементов.
Библиотека и культурный центр города Веннесла.
Фото: Emile Ashley
На нижнем уровне внутрь конструкции встроены открытые книжные стеллажи и кабинки для индивидуальных занятий, кроме того, балки помогают зонировать единое пространство на несколько тематических секций. Из дерева сделаны не только ребра, внешние и внутренние стены, полы, но и шахты лифтов, а также частично фасады и кровля. Пространственная связь с городом осуществляется благодаря остекленному главному фасаду — он обращен к центральной площади Веннеслы и делает ее выразительный интерьер неотъемлемой частью этого общественного пространства.
Здание библиотеки с его интерьером, всецело подчиненным конструктивной схеме, и предельно выразительной структурой «ребер» прославилось далеко за пределами Норвегии — в том числе и благодаря тому, что стало обложкой одной из версий программы ArchiCAD.
Текст: Анна Мартовицкая

Заглавная иллюстрация: Библиотека и культурный центр города Веннесла. Фото: Emile Ashley
Читайте также: