В «Связи» или «Кококо», где речь шла почти только о взаимоотношениях героев, это изрядно портило фильм, но было еще, скажем так, терпимо. Но там, где дело касается исторического жанра: эпохи, фактуры, контекста, — дефицит окружающего мира, чье дыхание не сводится к событиям и диалогам, оказывается фатален. Самые сложные и дорогие декорации мигом вырождаются в задник, на фоне которого острословят ряженые. И никакая введенная в текст «достоверность фактуры» тут не спасает — просто потому, что не работает. В константинопольской комнате хозяйка отговаривает Вертинского спать на полу, потому что «много тараканов», и советует намазать ножки кресла, на котором тот притулился, керосином, потому что «много голодных клопов». Про керосин — это хорошо, да. Только ни клопов, ни тараканов в той декорации, где снимается эта сцена, отродясь не водилось. И не только потому, что декорация тут умелая, но чистенькая и мертвая. Вот герой, выслушав совет, засыпает на кресле, а вот он уже поутру просыпается и встречает хозяйку рассказом о своих ночных взаимоотношениях с клопами. От одной разговорной сцены — напрямик к другой. То, зачем вообще нужна фактура в историческом фильме: когда герои не разговаривают, а вообще, может, даже спят, что-то вокруг продолжает ползать, копошиться, осыпаться, покусывать, тревожить, — здесь в изображении отсутствует начисто. Но это как со слезами на сцене: плачет либо актер, либо зал. Может, мы бы даже поверили героям на слово, что там, к примеру, клопы и даже много. Если бы столь беззаветно им не верил на слово режиссер.