Время собирать
Станислав Савицкий о выставке «Вещи» в Anna Nova Gallery
21 января 2021
Коллекционеры за последние пару лет стали едва ли не главными героями художественной жизни. Мне уже доводилось писать о том, что роль коллекционеров до недавнего времени недооценивалась. Но есть же все же справедливость, хотя бы в отдельных местах и в строго ограниченном количестве! Без внимания коллекционеры, разумеется, не оставались, но так сложилось, что их считали либо кошельками, из которых художникам что-то то и дело перепадает, либо аниматорами собственных прихотей. Даже в восторженных похвалах, регулярно звучавших в адрес собирателей изящного и безобразного, недоставало осмысленных слов о том, что по существу дает коллекционирование искусству. В искусствоведении опять-таки содержательно по этому вопросу высказывались единицы. Обычно все ограничивалось поиском сведений о том, кто у кого что приобрел, перепродал, выменял, придержал, а то и прибрал к рукам. Провенанс правит миром искусства, провенанс — а не то, что вы думали. Деньги-то здесь вертятся нешуточные.
И вот в позапрошлом году коллекционеры вышли на арт-передовую. В Санкт-Петербурге и Москве за каких-то пару лет прошла дюжина выставок, на разные лады обсуждавших опыт собирания произведений искусства. Причем, хотя эта история касается наших палестин, ее эхо было слышно и в Париже, и в других городах и весях, которые за прошлый год стали от нас несколько дальше, чем это было прежде. И пока в больших музеях увлекательно рассказывали о делах давно минувших дней, в мире современного искусства развернулась дискуссия о трудах и днях тех, кто, не на шутку увлекшись contemporary art, вкладывает в него немалые средства.
Агентство Сингулярных Исследований (Станислав Шурипа, Анна Титова) «Обращение Инициативной Группы», 2018. © Anna Nova Gallery
Выставка «Вещи» в галерее Anna Nova — еще одна реплика в этой дискуссии. Несмотря на то, что собирать арт в Москве начали раньше, чем в Санкт-Петербурге, и, пожалуй, именно в столице находятся наиболее репрезентативные частные коллекции, разговор этот идет главным образом именно в нашем городе. Возможно, тут сыграло свою роль появление у нас нового поколения коллекционеров. Для тех, кто, как Владимир Овчаренко, стоял у истоков коллекционерского дела в девяностые, подобные дискуссии были актуальны в свое время, но вряд ли они интересны и по сей день. У нас же, например, в «ДК Громов», открывшемся несколько лет назад, вокруг этого вся жизнь и вертится. Серия выставок и круглых столов в «Громове» представила небольшое, но влиятельное сообщество предпринимателей, находящих в собирании современного искусства не только удовольствие и возможную (впрочем, неочевидную) выгоду, но и предмет для размышлений.
В девяностые преобладали коллекционеры-галеристы, почти всегда готовые к обмену, продаже и разнообразным коммерческим операциям. Немало воды утекло с той поры, некоторые тогда формировавшиеся коллекции теперь представлены в знаменитых музеях, но на первых порах все было рынком. Теперь все иначе: коллекционеры десятых-двадцатых не склонны злоупотреблять арт-коммерцией, а если всерьез об этом задумываются, то в расчете на капитализацию в будущем. Поскольку наши музеи-тяжеловесы недостаточно занимаются закупками произведений современного искусства, конкуренция в этой сфере невелика, а возможности безграничны. Иные среди современных собирателей ищут себя во вкусовых предпочтениях или наслаждаются тем, что идут на поводу у собственных увлечений. Чаще всего коллекции складываются в сопряжении нескольких страстей. По крайней мере, Денис Химиляйне и Сергей Лимонов, чьи собрания представлены в галерее Anna Nova, стремятся пережить опыт коллекционирования во всей его полноте.
Иван Горшков. Без названия, 2019. © Anna Nova Gallery
Денис Химиляйне с девяностых годов занимается консалтинговым бизнесом и известен в деловом мире как руководитель аудиторско-консалтинговой группы «Прайм Эдвайс». Денис Химиляйне заинтересовался артом раньше, чем его коллега — его коллекция велика и включает в себя главным образом произведения позднесоветских нонконформистов и художников наших дней, которые продолжают традиции неофициального искусства или близки им.
Сергей Лимонов — знаковая фигура в ресторанном бизнесе. Его проект Duoband неизменно успешен. В современное искусство он пришел в разгар моды на нынешнюю гастрономическую магистраль Петербурга — улицу Рубинштейна. Он увлекается текущими художественными проектами и, в частности, «Севером-7», формируя коллекцию как основу грядущего арт-истеблишмента.
Конкретно об этих двух коллекциях, посетив выставку в Anna Nova, мы почти ничего не узнаем. Эта экспозиция сделана не для того, чтобы их представить, но ради разговора о том, что значит собирать современное искусство — и ради кураторской игры. На одном этаже выставлено то, что Сергею Лимонову нравится в собрании Дениса Химиляйне, на другом — то, чем хотелось бы обладать Денису Химиляйне, но — увы! — эти вещи уже приобретены Сергеем Лимоновым. Впрочем, «увы!» это лишено трагизма — вещи попали в надежные руки. Залы на первом этаже и вовсе отведены под произведения, которые еще не нашли своего коллекционера. Осенена эта комбинаторная игра цитатами из Вальтера Беньямина, кочующими по выставочным аннотациям, стейтментам и монографиям. Ясности они не прибавляют, зато чехарда становится только забавнее, благо художник окончательно самоустраняется, уступая свои права коллегам по цеху. Наверно, после нынешнего арт-бума на «охоту и собирательство» стоит ожидать, чем ответят на него те, кто по традиции диктует условия игры на арт-сцене — не все же уступать свое место кураторам и коллекционерам.
Текст: Станислав Савицкий

Заглавная иллюстрация: Вид экспозиции «Вещи». Из частных коллекций Сергея Лимонова и Дениса Химиляйне. © Anna Nova Gallery
Читайте также: