С какого-то момента стало очевидно, что без тусовки вполне можно было бы обойтись. Сделаешь серию снимков — и будет выставка или проект для арт-фестиваля. Тогда стало интересно сравнивать Монро с Синди Шерман или дуэтом Gilbert & George — не преувеличивая славы Монро, это было и есть безусловно необходимо, чтобы обозначить место художника в contemporary art. Выставка в MOMA Монро, конечно, в ближайшее время не грозит, но при всем при том у него было гораздо больше витальности (не говоря про лихость), чем у Шерман, растворяющейся в бесконечной веренице изображенных ею персонажей и как будто бы подыгрывающей постмодернистской критике. Вот о чем не приходит в голову говорить в связи с Монро, так это о кризисе идентичности — ряженые не испытывают сомнений и не склонны к рефлексии. Ряженые напропалую праздничны и беспечны. Гилберт и Джордж с их living sculptures, пожалуй, ближе к Монро — но и тут кажется, что самозародившийся вне институций и помимо кураторских стратегий мастер перевоплощений в Любовь Орлову, Дракулу и Жанну д’Арк и думать не думал бороться за основы гражданского общества или попирать мещанские устои. Он праздновал радость постоянно быть на виду — причем исключительно в роли гвоздя программы, примерял маски знаменитостей, будучи всегда узнанным по своей коронной, спрятавшейся под гримом ехидной и беззлобной ухмылке, рассказывал о том, как потешно все банальное, всем известное, примелькавшееся. В его время пересмешников и виртуозов-потешников было хоть отбавляй. Однако Монро даже рядом с Сергеем Курехиным или Александром Комаром и Виталием Меламидом не блекнет ни как остряк, ни как оторва. О его подвигах и деяниях и по сей день не без содрогания вспоминают свидетели и очевидцы. По пустякам он не разменивался и зачастую уподоблялся урагану или нашествию потешно-карательного полка на мирные поселенья задремавших было обывателей. Тем и прекрасен подобный извод постмодернизма, что за скепсисом и издевкой над общеизвестным стоит вовсе не усталость от многознания и рефлексии, а неутолимая потребность в беспробудном народном гулянии, — в A Moveable Feast, как назвал это уже пожилой, но еще бодрившийся Эрнест Хемингуэй, ностальгируя по американской молодости, недорастраченной в богемном Париже. Монро успел растратить себя сполна и гораздо быстрее, чем Хемингуэй, который тоже предпочел не задерживаться на этом свете слишком долго. Подобное экстатическое искусство редко длится продолжительное время. Велики риски, да и энергетический ресурс художника не бесконечен.