Про фильм Кальварского легко писать банальности: он-де про попытки обретения утраченной и растерзанной страны, про заброшенные колокольни и лагерные рынды, про рассвет над рекой и потонувший Китеж, — и все это будет даже правдой, причем вполне автором предусмотренной. Но, как и положено в хорошем фильме, образ здесь важнее и сильнее «программы». Испарина памяти, язык тумана, змеящиеся сквозь кусты провода, графические росчерки таежного сухостоя, илистая склизь камней, потаенный водопад, строгая и нервная зыбь песков, — весь этот триумф текстур делает режиссерскую речь (порой слишком влюбленную в собственную деликатность) куда более мятежной и упрямой, чем мнится самому автору. Читать пейзаж как текст — одно из самых почтенных, солидных, еще от живописи унаследованных занятий в классическом киноискусстве; у Кальварского, однако, наполняющий пейзаж воздух должен пойти волнами (теми самыми, заглавными), чтобы обрести живое время, которое сделало бы его доступным для прочтения камерой и человеком. В выдающемся, без преувеличения, даже магическом финале с птицами, которые делают этот воздух и видимым, и слышимым, обретение жизни, памяти и страны, к которому весь фильм стремились автор и его герой, уравнивается с обретением кинематографического образа, сплавляющего время и молчание. С точки зрения стиля, да и с фактической тоже, «Волнами» — очень тихий фильм; но это — очень громкий тихий фильм.