Июль — благодатный месяц для тех, кто хочет совместить отдых в Европе с полноценным культурным досугом. Для тех, кто одержим жаждой новых и ярких художественных впечатлений. В Германии, Австрии, Франции, Швейцарии именно летом проходят лучшие, крупнейшие и известнейшие музыкальные и оперные фестивали. В одной только Австрии их более двух десятков: фестивали в Графенегге, Каринтии, Бад-Ишле, Брегенце, Эрле, Граце, Инсбруке, Мёрбихе, Зальцбурге — все и не упомнишь.
В России же летом наступает затишье. Закрываются на долгие каникулы филармонические залы и музыкальные театры; лишь в Мариинском догорает фестиваль «Звезды белых ночей». Впрочем, в первую декаду июля там еще есть чем поживиться: в Концертном зале «Мариинский-3» пройдет несколько интересных клавирабендов, а на Новой сцене покажут спектакли с участием вокальных звезд.
Мариинский театр, до 29 июля

Пласидо Доминго после исполнения оперы «Травиата» на фестивале «Звезды белых ночей», 2016: знаменитый певец выступил в качестве дирижера
В июле вновь несколько раз покажут последние премьеры сезона: спектакли по опере Верди «Фальстаф» (режиссер Андреа де Роза) и опере Римского-Корсакова «Царская невеста» в постановке Александра Кузина, режиссера из Ярославля, поставившего в прошлом сезоне «Не только любовь» Щедрина.
«Царская невеста» — опера трагическая, психологически сложная, но Кузин поставил ее, прямо скажем, незамысловато. Любителям оперной архаики, верно, понравятся традиционные русские сарафаны и высокие кокошники, сверкающие ярым сусальным золотом: в них нарядили женский хор. Хороши и красные сафьяновые сапожки, в которые художница по костюмам Ирина Чередникова обула мрачных опричников: разве что самый искушенный зритель заподозрит в этой нарочитой «русскости» скрытую иронию. В строгой геометрии сценических конструкций маститого Александра Орлова разворачивается беспомощное мизансценирование: статисты стоят смирно, солисты, в общем, тоже. Сцена безумия Марфы поставлена до того деликатно, что ужас происходящего — главные герои умирают в страшных муках, нравственных и физических, — не осознаётся залом: все выглядит чинно-прилично, благовоспитанно. Никого не растревожит чрезмерная экспрессия страдания в душераздирающей истории гибели красоты из времен Ивана Грозного.
Однако до конца июля на Новой сцене Мариинского театра пройдет несколько спектаклей, заслуживающих внимания хотя бы тем, что в них заявлены неплохие исполнители.
4 июля — «Адриана Лекуврёр»: в партиях героинь-антагонисток схлестнутся две примадонны Мариинского театра — Татьяна Сержан и Юлия Маточкина.
6 июля заявлена «Травиата» Верди в постановке Клаудиа Шолти, с Валерием Гергиевым за пультом и Пласидо Доминго в партии Жоржа Жермона.
8 июля — «Дон Карлос» Верди, с участием элиты мариинской оперной труппы: Екатерины Семенчук (Герцогиня Эболи), Михаила Петренко (Король Филипп), Алексея Маркова (Маркиз ди Поза) и Ирины Чуриловой (Елизавета).
Отличный состав подобрали на «Аттилу» 9 июля: в спектакле заняты всё та же Татьяна Сержан (Одабелла), идеально поющая вердиевские партии, отличный бас Ильдар Абдразаков (Аттила), превосходный тенор Сергей Скороходов (Форесто) и баритон Роман Бурденко (Эцио). За дирижерским пультом — Валерий Гергиев.
Стоит обратить внимание и на сольный концерт британского пианиста Кристиана Блэкшоу. Он приезжает на фестиваль, практически, каждый год — и всегда с исключительно сложной программой. В этот раз программа клавирабенда составилась из Сонаты ля минор Шуберта, Тридцатой сонаты Бетховена (опус 109 ля мажор) и Сонаты си минор Листа — то есть совершенно бескомпромиссно по уровню сложности. И еще неизвестно, что сложнее: прочувствованно и глубоко донести до аудитории важнейшие философские смыслы указанных сочинений или справиться с чисто техническими трудностями, которые предъявляет исполнителю та же соната Листа.
Оперный фестиваль в Савонлинне
6 июля — 4 августа

Замок Олавинлинна в Савонлинне
Маленький финский городок Савонлинна, что расположен в живописнейшем Озерном крае, прирастает населением каждое лето чуть ли не в 10 раз. Это премилое курортное местечко, минусом которого является неустойчивость финской погоды, а несомненным плюсом — наличие оперного фестиваля, который проходит в средневековой крепости Олавинлинна, стоящей на крохотном островке вблизи берега. К замку XIII века ведет разводной мост, спектакли же проходят на узкой, но вытянутой в ширину сцене, установленной в самом обширном, третьем дворе крепости, защищенном от дождя и ветра плотным натяжным шатровым потолком.
Фестивальная модель достаточно проста: первые три недели показывают собственную продукцию — три-четыре спектакля повторяют каждую неделю, нон-стоп. Важная особенность: в программе почти каждое лето (но не в этот раз) фигурируют современные финские оперы. Последняя фестивальная неделя приходится на начало августа; как правило, это время отдается театру-гастролеру, который привозит в Савонлинну один-два спектакля.
В нынешнем году основная афиша составилась из «Фауста» Гуно, «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Отелло» Верди и «Пиковой дамы» Чайковского. Особенно интересны в смысле постановочного и исполнительского состава последние два спектакля: спектаклем «Отелло» в постановке Надин Дюффо продирижирует нынешний главный дирижер оркестра Финского радио Ханну Линту, в титульной партии споет Александр Антоненко. А в «Пиковой даме» в партии Германа заявлен Михаил Дидык; за дирижерским пультом — Александр Ведерников.
Гостевые спектакли «Турандот» и «Тоска» привезут из итальянского городка Торре-дель-Лаго — с родины композитора Пуччини, где каждое лето проходит фестиваль. Эти спектакли пройдут с 30 июля по 4 августа.
25 июня — 31 июля

«Золото Рейна» в постановке Андреаса Кригенбурга
Каждый год Мюнхенский оперный фестиваль предлагает программу, от которой разбегаются глаза: лучшие певцы, лучшие дирижеры и режиссеры-постановщики работают в столице Баварии, и лучшее из лучшего попадает в афишу летнего фестиваля.
В этом году highlights фестиваля поражают воображение и распаляют любопытство. Тенор номер один, любимец баварской публики Йонас Кауфман, впервые примерил на свой голос партию простеца Парсифаля из одноименной оперы Вагнера: премьера состоялась в конце июня. Состав абсолютно звездный: помимо Кауфмана, поют Рене Папе (Гурнеманц), Кристиан Герхайер (Амфортас) и Вольфганг Кох (Клингзор). Поставили «Парсифаль» два мэтра старшего поколения: режиссер Пьер Оди и художник Георг Базелиц. Следующие спектакли пройдут 5, 8 и 31 июля. Кауфман споет и партию Зигмунда в «Валькирии», второй части тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга».
Прощальный показ тетралогии, поставленной Андреасом Кригенбургом в 2012 году, накануне юбилея Вагнера, — центральное событие фестиваля (20–27 июля), на которое билетов не добыть никакими силами. Еще бы, ведь за пульт встанет нынешний Generalmusikdirektor Баварской оперы Кирилл Петренко. После своего триумфа на Вагнеровском фестивале в Байройте в 2013 году, где он продирижировал «Кольцом», Петренко считается одним из лучших дирижеров-вагнерианцев. Ажиотаж подогревается еще и тем, что скоро Петренко покинет Баварскую оперу: с 2021 года он окончательно перейдет в Берлин, возглавив оркестр Берлинской филармонии.
Однако отнюдь не только вагнеровскими операми украшена афиша летнего Мюнхенского фестиваля. В программе представлены девять опер, причем две из них — мировые премьеры. Из наиболее интересных спектаклей упомянем «Из мертвого дома» Яначека, «Свадьбу Фигаро» Моцарта (режиссер Кристоф Лой, сценограф Йоханнес Лейакер), «Арабеллу» Рихарда Штрауса, в которой споет Аня Хартерос, и давнишний, но совершенно очаровательный спектакль Дэвида Бёша по «Любовному напитку» Доницетти.
Важный и отдельный сюжет фестиваля составляют лидерабенды, обычно проходящие в нарядном, как расписная шкатулка, Принцрегентентеатре: это вторая фестивальная сцена, более камерная и уютная, нежели большая сцена Баварской оперы. В нынешнем году в июле пройдут камерные вечера Ани Хартерос, Элизабет Кульман, замечательного баритона Гюнтера Гроссбёка, тенора Петра Бечалы, бас-баритона Брина Терфеля, сопрано Марлис Петерсен и меццо-сопрано Красимиры Стояновой. Там же, в Принцрегентентеаре, состоится вторая фестивальная премьера — «Роланд-паладин» Гайдна. За дирижерским пультом — Айвор Болтон (23, 25, 27 и 29 июля).
Из опер ХХ века наверняка окажется интересной Vanitas («Тщета») Сальваторе Шаррино, снабженная подзаголовком «Натюрморт в одном акте». Собственно, это сочинение — нечто среднее между мини-оперой и кантатой — отсылает к одному из самых распространенных мотивов в живописи барокко, связанному с темой смерти и с латинским выражением Memento mori («Помни о смерти»). Однако в итальянском переводе vanitas — это еще и тщеславие, и ветреность. Автор обыгрывает в своем сочинении оба значения (19 и 20 июля).
Бавария, 17–29 июля

Зеркальный зал Херренкимзее
Фестиваль, основанный в 2000 году немецким аристократом, бароном Энохом цу Гуттенбергом, проходит в необычайно живописном месте: на островах озера Кимзее, окаймленного грядой Австрийских Альп и расположенного на полпути от Мюнхена к Зальцбургу. На одном из островов — Herreninsel — в начале VII века был выстроен мужской монастырь. Именно оттуда монахи Кирилл и Мефодий начали свое странствие в Восточную Европу. На другом, малом острове — Fraueninsel — примерно в то же время появился женский бенедиктинский монастырь, настоятельницей которого была святая Ирменгард, покровительница здешних мест. Позже король Людвиг II Баварский выкупил оба острова и построил на «Мужском острове» один из своих знаменитых дворцов — точную копию Версальского дворца, разбив вокруг него регулярный французский парк с фонтанами и барочными скульптурами. К слову, и парк и дворец содержатся гораздо более тщательно, чем в Версале.
Симфонические и ораториальные концерты проходят в роскошном Зеркальном зале (Spiegelgalerie) дворца. Камерные — в старинной церкви Фрауэнкирхе на «Женском острове».
Девизом нынешнего фестиваля стало восклицание: «Европа!» Каждый концерт снабжен подзаголовком, указывающим на важную историческую дату или местность, где некогда происходили судьбоносные для Европы события. Откроется фестиваль концертом, в котором в исполнении оркестра и хора KlangVerwaltung — резидента фестиваля — прозвучат три кантаты Баха: 19-я, 21-я и 131-я. И завершится исполнением грандиозной Девятой симфонии Бетховена 29 июля: концерт озаглавлен «Ода к радости».
Внимания заслуживает и симфонический концерт In Tempore Belli («Военные времена») 19 июля, на котором исполнят Симфонию № 100 Гайдна («Военную») и его же «Мессу военного времени».
В июне этого года фестиваль постигла огромная утрата: с кончиной Эноха цу Гуттенберга, талантливого дирижера, художественного руководителя и организатора, фестиваль остался без кормила. Однако администрация сумела найти достойную замену, пригласив на нынешний фестиваль известного британского дирижера-«старинщика» Эндрю Пэрротта, который продирижирует кантатами Баха и симфониями Гайдна. Девятой симфонией продирижирует Роберто Аббадо.
Тироль, 5–29 июля

Passionspielhaus в Эрле
Всего в двух часах езды от Зальцбурга, в деревушке Эрль, что примостилась у подножия Тирольских гор на границе между Австрией и Германией, уже 20 лет проходит довольно крупный и необычный фестиваль, на котором абсолютно все параметры, от художественных до административных, определяет одно лицо. Густав Кюн — основатель и идеолог фестиваля, художественный руководитель, главный дирижер, главный режиссер и добытчик денег — заявляет, что его фестиваль конкурирует с Зальцбургским (это спорно) и что его певцы, не будучи широко известны, поют ничуть не хуже, чем представители мировой вокальной элиты (с этим иногда можно и согласиться).
В фестивальном оркестре Кюна довольно много русских музыкантов, а среди певцов — много выходцев из России и бывших республик Союза. Фестиваль поддерживается почти исключительно одним донором — крупнейшей в Австрии фирмой Strabag, выстроившей, в частности, неподалеку от старого Passionspielhaus’а новый Festspielhaus угольно-черного цвета и совершенно фантастических очертаний: точь-в-точь звездолет из фантастических сериалов.
Сам Кюн дирижирует практически всеми концертами и спектаклями; дирижер он неплохой и очень выносливый: однажды в режиме нон-стоп продирижировал тремя частями тетралогии «Кольцо нибелунга», а это, как-никак, 13 часов чистой музыки, не считая антрактов. В этом сезоне «Кольцо» также заявлено: правда, пройдет оно в нормальном режиме, в четыре дня, с 26 по 29 июля, завершая фестивальную программу.
Откроется же фестиваль премьерой «Эрмионы» Россини, 6 июля. Засим последуют возобновление «Тангейзера» Верди (14 и 21 июля) и Реквием Верди (20 июля). Ожидается приезд Софийского симфонического оркестра; вообще, программа этого юбилейного года пройдет под знаком музыки Англии. Например, 22-го состоится концерт под названием «Англия в фокусе», на котором прозвучат симфонии Гайдна.
4–24 июля

«Ариадна на Наксосе» в постановке Кэти Митчелл
Один из самых крупных и продвинутых музыкальных фестивалей Франции проходит в Экс-ан-Провансе — легендарной местности, связанной с именем Ван Гога. Проходит в два этапа: в июне и в июле, причем июльская программа — основная.
Неподалеку в то же время проходит знаменитый Авиньонский театральный фестиваль, так что при желании можно совместить поездку в Экс с визитом в Авиньон. По продолжительности фестиваль в Экс-ан-Провансе уступает Зальцбургскому летнему фестивалю: тот идет пять недель. Да и концертов в афише не так много. Зато качество оперной продукции — на высоте: в последние годы в Эксе ставит Кэти Митчелл, время от времени — Дмитрий Черняков, так что за современными оперными прочтениями нужно ехать в Экс.
В этом году афиша составилась из шести оперных названий. И первая в списке — «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса в постановке Кэти Митчелл; драматургом спектакля станет известный британский литератор Мартин Кримп — тот самый, либретто которого вдохновило Джорджа Бенджамина на создание двух оперных шедевров ХХI века: «Написано на коже» и «Уроки любви и жестокости».
Второе оперное название — «Огненный ангел» Прокофьева в постановке Мариуша Трелиньского. В запредельно сложной по тесситуре партии Ренаты выступит потрясающая певица литовского происхождения Аушрине Стундите.
«Волшебная флейта» Моцарта в постановке Саймона Макбёрни — не премьера, а возобновление спектакля 2014 года. Дополнят список «Дидона и Эней» Генри Пёрселла и «Семь камней» современного чешского композитора Ондржея Адамека: это мировая премьера, опера создана по заказу фестиваля. За дирижерский пульт встанет автор.
Еще одно неконвенциональное оперное сочинение, «Орфей и Меджнун», создано тремя авторами и представляет собою некий микст из текстов европейских и арабских поэтов, в частности из великой поэмы Низами «Лейли и Меджнун». Тема спектакля — любовь и потеря возлюбленной — отрефлексирована сквозь призму одного из величайших европейских мифов, об Орфее и Эвридике, и важнейшего сюжета классической арабской поэзии, истории о возлюбленных, разлученных жестоким отцом: Лейли и Меджнуне.
Текст: Гюляра Садых-заде
Фото: 1) Валентин Барановский / Мариинский театр; 2) Оперный фестиваль в Савонлинне (operafestival.fi); 3) W. Hösl / Bayerische Staatsoper; 4) официальный сайт фестиваля «Херренкимзее» (herrenchiemsee-festspiele.de); 5) Peter Kitzbichler / press.austria.info; 6) официальный сайт фестиваля в Экс-ан-Провансе (festival-aix.com). На заглавной иллюстрации: здание Баварской оперы (фото: Felix Loechner)