В феврале Петербург музыкальный начинает медленно пробуждаться от долгой январской спячки: постпраздничные и новогодние ленивые дни позади, пора возвращаться к активной деятельности.
Впрочем, столь длинный переходный период — специфика именно петербургской филармонической жизни. В Москве и уж тем более в европейских столицах концертно-театральный процесс практически не прерывается. С первых дней января ведущие оперные театры в европейских столицах наперебой представляют премьеры, одна интересней другой. Тогда как в Мариинском театре с начала сезона — то есть с сентября! — не случилось ни одного полноценного, крупноформатного нового спектакля. Не считать же за таковой возобновление «Бенвенуто Челлини» Берлиоза — спектакль Василия Бархатова 2007 года, который поставлен к тому же в Концертном зале «Мариинский-3», не слишком пригодном для спектаклей. Справедливости ради отметим, что с начала сезона в Мариинском прошла пара-тройка одноактных камерных спектаклей, вроде моцартовского зингшпиля «Директор театра», поставленных силами Академии молодых певцов, но в формате semi-stage. И в обозримом будущем ни одной новой оперной постановки в Мариинском не предвидится: ближайшая премьера — «Необитаемый остров» по опере Гайдна 9 февраля — пройдет все в том же Концертном зале и будет исполнена силами молодых певцов из Академии.
Но если пристальнее вглядеться в афишу, кое-что интересное по части концертов все же обнаружить можно. Представляем список музыкальных событий февраля, которые обещают оказаться вполне качественными по воплощению и исполнению.
1. 6 февраля в КЗ «Мариинский-3» Готье Капюсон, один из самых известных виолончелистов среднего поколения, вместе с пианистом Жеромом Дюкро представит камерную программу, составленную почти сплошь из французской музыки.
Редко звучащая Соната для виолончели и фортепиано Дебюсси соседствует в ней с поэтичным «Размышлением» Массне из оперы «Таис», «Элегия» Форе — с меланхолическим «Лебедем» Сен-Санса из «Карнавала животных»: тем самым «Лебедем», под музыку которого так плавно плыла, изящно изгибая волнистые руки, великая Майя Плисецкая. Французский колорит напоследок слегка нарушит «Большое танго» Астора Пьяццоллы; а в заключение вечера, в качестве уместного «русского акцента», прозвучит Виолончельная соната Сергея Рахманинова.
2. 13 февраля на Новой сцене «Мариинский-2» покажут легендарный спектакль Дмитрия Чернякова по опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Фактически, это первая крупная работа режиссера (если не считать камерного спектакля «Молодой Давид» по опере Кобекина в Новосибирском оперном театре), ныне обретшего мировую известность и работающего с лучшими оперными домами Европы и Америки. С момента премьеры «Китежа» в 2001 году, спектакль, лишенный авторского присмотра, неизбежно многое утратил в смысле деталей сценического текста, да и в смысле исполнения тоже. Но кое-что и приобрел: на Новой сцене декорации Чернякова смотрятся гораздо выигрышнее. Как бы то ни было, увидеть спектакль стоит. Хотя бы для того, чтобы лично оценить прелесть музыки Римского-Корсакова, ощутить метафизику «русского Парсифаля», узнать режиссерскую манеру молодого Чернякова. То, как виртуозно он работает с пространством, послойно раскрывая его в глубину в сцене смерти и преображения Февронии; как психологически точно ставит страшную сцену нашествия и выстраивает поведенческие модели персонажей в сцене Малого Китежа. Персонажей, в которых мы с ноющей болью узнаём наших современников и самих себя.
3. 11, 15, 18 и 25 февраля в Берлинской штаатсопер на Унтер-ден-Линден, недавно открывшейся после долгой реконструкции, — премьера «Тристана и Изольды» в постановке Дмитрия Чернякова, которая имеет шансы стать сенсацией сезона.
Одна из самых эзотерических опер Вагнера окутана мистическим ореолом: в ней царит таинственный мрак ночи, а любовь сильна как смерть. Любовники, испившие волшебный напиток, бегут от солнечного света, приветствуют ночь и смерть: таково смысловое ядро сочинения, которое Вагнер почитал за лучшее из созданного им. «Тристан» для слушателя — вызов; здесь требуется бесстрашие, чтобы пристально всматриваться в метафизические глубины, которые открываются в этой опере. И умение концентрировать внимание, чтобы не отрываясь следить за извивами «бесконечной мелодии» Вагнера и судьбой вагнеровских лейтмотивов.
Для Дмитрия Чернякова это второй опыт обращения к произведению. Своего первого «Тристана» он поставил в 2005 году на сцене Мариинского театра; спектакль пару лет назад был возобновлен на Новой сцене. Будет ли берлинский «Тристан» повторением того, давнишнего «Тристана» — вопрос, на который мы скоро получим ответ. Для музыкального руководителя Штаатсопер Даниэля Баренбойма это уже шестой «Тристан» в его долгой карьере.
Главные партии споют ведущие вагнеровские певцы: Андреас Шагер и Аня Кампе. В партии Короля Марка выступит выдающийся датский бас Стефен Миллинг, в партии Брангены — Екатерина Губанова. К слову, она пела эту партию и в спектакле Мариинского театра.
4. 15 февраля в КЗ «Мариинский-3» — вокальный вечер, который никак нельзя пропустить. Ведущая примадонна театра Екатерина Семенчук споет цикл Глинки «Прощание с Петербургом» и цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти».
Весомый дополнительный повод к посещению концерта — участие в нем одного из лучших концертмейстеров наших дней, Семена Скигина. Замечательно тонкий и умный пианист, он чутко чувствует природу и поэтику русского романса. А уж как эффектно споет Семенчук цикл Мусоргского, особенно — финальную песню, «Полководец», с ее-то неукротимым темпераментом, можно себе представить. Влажное, темное, грудное меццо, с нутряными низкими нотами, идеально подходит как к партиям Далилы и Азучены, так и к элегическим романсам Глинки и вокально-драматическим сценам Мусоргского.
5. 14 и 16 февраля в Большом зале Петербургской филармонии выступает Андраш Шифф, пианист, сделавший себе имя в 90-х и с той поры прочно вошедший в мировую фортепианную элиту.
Шифф приезжает в Петербург приблизительно раз в два года, всегда по приглашению фонда «Музыкальный Олимп», и в целом его выступления не разочаровывают. Шифф обожает играть монографические циклы, составленные из всех сонат Моцарта или Бетховена, либо сыграть в нескольких концертах все клавирные сочинения Баха — каковой подвиг он однажды совершил, будучи пианистом-резидентом знаменитого Люцернского летнего фестиваля. Шифф чужд внешнего блеска и виртуозности во имя виртуозности: его музыкантская натура нежна и чувствительна, как полевой цветок, а игра исключительно содержательна. Пианист ведет заинтересованный интеллектуальный диалог с автором, и за этой беседой, вынесенной на концертную эстраду, всегда увлекательно наблюдать.
Программы клавирабендов Шиффа поражают циклопическими масштабами. К тому же он обожает играть на бис. Иногда эти бисы складываются в полноценное третье отделение концерта. В этот раз Шифф сыграет две разных программы в два вечера; они составлены из сочинений Мендельсона, Бетховена, Брамса, Баха и Шумана.
Стоит пойти на оба концерта, если есть возможность: ведь в первый вечер Шифф сыграет 24-ю сонату Бетховена и Английскую сюиту Баха, а во второй — 26-ю сонату Бетховена и пьесы Брамса (ор. 117 и 118): пожалуй, лучшее, что создал композитор в жанре фортепианной миниатюры.
6. 15–18 февраля на исторической сцене Большого театра в Москве — премьера «Пиковой дамы» Чайковского в постановке Римаса Туминаса, литовского режиссера московской выделки, ныне возглавляющего Театр имени Вахтангова.
За дирижерский пульт встанет нынешний музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев, окончивший, между прочим, Петербургскую консерваторию. Постановочную команду подобрали сильную: имена художницы по костюмам Марии Даниловой и художника по свету Дамира Исмагилова в премьерной афише говорят сами за себя.
Правда, пока не объявлен состав исполнителей. Но можно не сомневаться, что на такую статусную премьеру Большой театр выставит лучшее из возможного. Однако есть и опасения: тем, кто хоть сколько-нибудь знаком с творческой манерой и стилистикой Римаса Туминаса (к слову, уже имеющего некоторый опыт в качестве оперного режиссера), может показаться, что семантика и музыкальный материал «Пиковой дамы» чужды природе его дарования. Впрочем, поживем – увидим; а вдруг все сложится хорошо?
7. 21, 23, 25 и 27 февраля на Новой сцене Большого театра в Москве пройдет серия спектаклей по опере Бенджамина Бриттена «Билли Бадд».
Нашумевшая в прошлом сезоне постановка Дэвида Олдена — это копродукция с Английской национальной оперой и Немецкой оперой в Берлине, что само по себе свидетельствует о качестве спектакля. Судя по шквалу положительных отзывов, спектакль имеет все шансы попасть в список номинантов «Золотой Маски» сезона 2016/17, и понятно почему. Олден создал по-настоящему впечатляющее зрелище; суровый мужской мир военного корабля, в котором нет места жалости и состраданию, — сродни монастырю: так же замкнут и отчужден, живет по строгому уставу. И совсем нет женщин, чтобы хоть как-то смягчить жестокие нравы. Ненависть торжествует, невинность попрана и гибнет; юный и наивный Билли Бадд, любимец команды, становится мучеником, его истязатель Клаггерт — садистом-мучителем, Капитан Вир — чуть ли не Понтием Пилатом, умывающим руки в сцене военного трибунала. В спектакле поют как российские, так и приглашенные солисты. Особенно хорош в партии Капитана Вира замечательный Джон Дашак; он же пел эту партию в спектакле Баварской оперы около 10 лет тому назад.
Текст: Гюляра Садых-заде
Фото на заглавной иллюстрации: mariinsky.ru