Смятая архитектура
Ирина Мак о выставке Марии Арендт в ММОМА
14 октября 2020
Выставка Марии Арендт «Шито-крыто, или Текстильная архитектура» в Московском музее современного искусства, сделанная в копродукции с галерей Roza Azora и Iragui, представляет ретроспективу главного, что создано художницей за последнее десятилетие, и заставляет углубиться в историю клана Арендтов, осевших в России 300 лет назад.
Есть известное кокетство в названии проекта, отсылающем к женскому рукоделию как изобразительному средству и пластическому языку Маши Арендт, работающей с тканями и шитьем. Точнее, с вышивкой и аппликацией, с помощью которых она создает архитектурные формы, городские пейзажи, обживает утопические проекты прошлого, фиксирует в ткани моменты жизни людей и вещей.
Кривоватые, с торчащими оборванными нитками, разнокалиберные швы подчеркивают точность штриха на этих графических «листах». Подвижная, в отличие от бумаги, ткань оживляет изображение и вырастает в метафору. Оставленные в просветах между швами, как в оконных проемах, ошметки бумаги и газет — тоже, конечно, неслучайных, — наполняют вышитые здания воздухом и сиюминутным содержимым, неузнанным, но ощущаемым. Автор не ставит последнюю точку — как будто предъявляя разные варианты будущего, версии происходящего сейчас и происшедшего давно.
Лицо с изнанки
Во всем этом есть небывалая легкость — в улетающих ввысь совершенных конструкциях башен, начиная с Шуховской, в парных цилиндрах дома Мельникова и ажурных газгольдерах, увиденных из окна мастерской. В обреченных на реновацию типовых домах и авангардных утопиях, в первых планерах, летательных аппаратах, вымечтанных Николаем Арендтом — врачом, теоретиком воздухоплавания и Машиным прапрадедом. Все это запечатлено здесь, прошито разнокалиберными стежками и машинными строчками на холстах, изнанка которых кажется еще чудеснее лица.
Мария Арендт. Диалог с Меером Айзенштадтом (2019) © ММОМА
Выставка заняла оба этажа одного из зданий ММОМА на Гоголевском бульваре. Слои льняных полотен, расцвеченных скупыми минималистскими строчками, висят как кулисы, заставляя зрителей оглядываться по сторонам и смотреть вверх. Усугубляя ощущение сцены, театрального действа, в которое, как в тышлеровский ларец из «Короля Лира», упаковал это богатство куратор и дизайнер «Текстильной архитектуры» Алексей Трегубов, известный прежде всего как театральный художник.
Вышивки, иллюстрирующие этапы хирургических операций на сердце, — совместное творчество Маши и известного кардиохирурга (и коллекционера искусства) Михаила Алшибая, — служат декорациями реальной кардиологической операции, снятой на видео и откомментированной Алшибая, чьи руки мы видим в кадре.
Вышитые скульптуры выглядят тенями, которые отбрасывают реальные макеты монументов, продолжающих семейную историю. Это работы машиного деда, скульптора Меера Айзенштадта, и скульптора Анатолия Григорьева, ставшего следующим мужем бабушки. Творения Ариадны Арендт, не менее знаменитого скульптора и графика, разумеется, тут же, как и она сама, — вылепленная Григорьевым ее голова и одеяние с вышитыми текстами писем.
С бабушки — точнее, со стоявших в мастерской на Верхней Масловке гипсовых масок людей и животных, сделанных бабушкиными руками, началось то, что стало фирменным приемом, стилем, языком творчества ее внучки. «Я брала маску, — вспоминает Маша, — вешала на гвоздь, приделывала мантию из вышивки, и получались странные осязаемые существа. В пару к маске сварщика попала мантия с Шуховской башней».
Наше все
Архитектура — это второй этаж экспозиции. Там же — медицина и воздухоплавание. На первом — начало истории, Пушкин. Постепенное, но скоротечное умирание его после дуэли на руках одного из Машиных прапра… Того, к которому обращен вечный вопрос: выжил бы Пушкин, окажись в саквояже доктора Арендта пенициллин?
Мария Арендт. Композиция с перевернутой скульптурой (2019) © ММОМА
Скульптуры и живописные работы Машиной сестры Наталии Арендт, вместе с которой они в 2014-м устроили выставку в последнем доме поэта на Мойке (она была в параллельной программе Manifesta), тоже, разумеется, представлены в экспозиции. Родственные связи Арендтов непостижимы и запутанны, но нелишним будет узнать, что Пушкин водил дружбу с лейб-медиком Николая I Николаем Федоровичем Арендтом, братом прапрапрадеда нашей героини, и вполне может таким образом числиться в друзьях семьи.
Родившийся в Казани Николай Федорович Арендт был внуком немецкого медных дел мастера, приехавшего в Россию в первой половине XVIII столетия. И Лермонтова, кстати, он тоже лечил, в 1832-м. Именно Арендта цитировал Данзас, описывая, как тот приехал к раненому на дуэли Пушкину и с откровенностью, на которой Пушкин настаивал, описал положение вещей: «Я должен вам сказать, что рана ваша очень опасна, и что к выздоровлению вашему я почти не имею надежды».
История рода при этом вселяет надежду, что не все потеряно, — и судьба лейб-медика Арендта, открывшего первую в России детскую больницу, и его брата Андрея, тоже врача, осевшего после Русско-турецкой войны в Симферополе (там до сих пор жива установленная им лютеранская церковь), и его сына, доктора Николая Арендта, опубликовавшего в 1874 году в петербургском журнале «Знание» статью «К вопросу о воздухоплавании». Нет, в небо он так и не поднялся. Но заслужив от правнучки титул Леонарендт, оставил рисунки конструкций и аппаратов, которые она, на свой лад, довела до ума.
Текст: Ирина Мак

Заглавная иллюстрация: Мария Арендт. Ландшафт (2014) © ММОМА
Читайте также: