Дягилев сумел сделать то, без чего его художественные открытия остались бы просто экспериментами, а «Русский балет» — изысканной сектой на прикорме у богатых меценатов. Дягилев уловил дух времени. Он одним из первых почуял важную перемену в воздухе. Расслышал поступь истории (хоть она и не обещала ничего хорошего). Через три года после его первого «русского сезона», в 1912 году гибель «Титаника» произвела такое же сокрушительно-страшное впечатление на современников, как балеты Дягилева — сокрушительно-восторженное. Гибель «Титаника» заставила всех увидеть то, о чем Дягилев догадался одним из первых. Восемь палуб «Титаника» олицетворяли всю эту роскошь огромных шляп, платьев с хвостами, резных буфетов, усадеб, титулов, дворцов, вместе с «Титаником» пошла на дно сама идея тяжелой роскоши — роскоши, понятой как грандиозность. В этом смысле три акта балета времен Петипа вполне соответствовали восьми палубам «Титаника». Девятнадцатый век кончился теперь уже не календарно, а несомненно. Начался двадцатый, и он оказался веком коротких стрижек, коротких юбок, коротких жизней — и коротких балетов. Тридцати-сорока минут хореографам оказалось достаточно так же, как Петипа были необходимы трижды тридцать. В ХХ веке одноактная форма стала излюбленной (или вовсе единственной) для Михаила Фокина, Вацлава Нижинского, Брониславы Нижинской, Джорджа Баланчина, Сергея Лифаря, Леонида Мясина, Мориса Бежара, Джерома Роббинса — проще назвать тех хореографов, кто в ней не работал, считанные единицы. Баланчин и Бежар — эдакие Аполлон и Дионис одноактной формы — показали полюса ее эстетических возможностей, поистине безграничных. Художественное совершенство их балетов закрепило статус-кво, сделав риторическим вопрос: зачем пыжиться и сочинять трехактный балет, если можно все сказать — и ошеломить, поразить, заставить публику загрустить, забыться, задохнуться, ввергнуть в медитативный транс, пережить катарсис — за тридцать минут одноактного?