— Нужно стараться очень аккуратно развивать понимание того, что такое современное искусство — при этом осознавая, что современное искусство может быть и искусством фигуративным. Посмотрите на выставку Павла Федоровича Никонова, которую мы сделали осенью — сумасшедшая, не знающая пределов свободы живопись. Мы воспринимали развитие современного искусства за последние десятилетия в дихотомии официального, в том числе фигуративного, искусства и неофициального — концептуализма и чего-то другого, что иногда, чего греха таить, было все-таки искусством производным. Мы прошли период увлечения Лианозовской школой и понимаем, что иногда это было искусство дилетантов. Но выставка Никонова для меня стала открытием именно потому, что существовал, как оказалось, третий путь — следование своим внутренним импульсам, тому пониманию плоти и сути живописи, которое у него было сформировано в том числе и через классическую Третьяковскую галерею, и через авангард, который им показывали в запасниках Третьяковки, как потом Михаил Михайлович Алленов показывал его студентам моего курса в 1974–1975 годах. Посмотрите, нам же удалось почти невозможное — привезти из Америки, из Миннеаполиса, из собрания Рэя Джонсона, знаменитую картину Никонова 1961 года «Мясо». Слава богу, что в тот момент, когда Хрущев разносил выставку «30 лет МОССХ», в Манеже, где висели никоновские «Геологи», не было «Мяса» — могу только представить, какую реакцию оно могло вызвать. Поэтому и Никонов — современный художник, воспитавший, кстати, других современных художников. На память приходит в первую очередь Павел Отдельнов — прекрасный живописец, и это тоже современное искусство.