Карантин мира породил и собственный визуальный ряд — прекрасный, что уж там прикидываться, действительно прекрасный. Десятки тысяч фото улиц, площадей, аэропортов, торговых центров, стадионов, некогда забитых икрой человеческой, все это безлюдное, призрачное, наверняка тихое, лишь эхо гуляет по ним, отскакивая от стен, украшенных совсем уже ненужной сейчас дребеденью, вроде рекламы и постеров культурных мероприятий. Я сейчас в Риге, и мое любимое занятие — прогуливаться (тут не запретили, если в одиночку или вдвоем) и меланхолично разглядывать афишные тумбы. Вот оно, истинное будущее, которые было обещано прошлым, но не наступило, хотя, казалось бы, что могло помешать выступлению на рижской «Арене» прекраснокудрого Киркорова, или препятствовать Джону Клизу публично травить надоевшие байки (монтипайтон в старости стал похож на актера Яковлева в старости), или отменить тихую, но наверняка интересную выставку о модернистской архитектуре Каунаса? Как остановить Ивана Дорна, несущего в Латвию последний писк электроники? Человечество было уверено, что никак. И вдруг кто-то безмолвный и беспощадный незримой рукой собрал в кучу все это будущее и выкинул в мусорный ящик. Концертов и выставок больше нет, а знаки их несостоявшегося присутствия висят, присутствуют, напоминают о себе, печально дразнят, будто призрак коммунизма в дерридианском анализе «Манифеста коммунистической партии». «Проще представить себе конец мира, чем конец капитализма», — писал лет десять назад Марк Фишер; и вот мы наблюдаем компактный конец мира, точнее, его репетицию, еще пока даже не генеральный прогон армагеддона, а неолиберальному капитализму как не было конца и края, так и нет. Одно из моих занятий сегодня — редактирование русского перевода одной из книжек Фишера, потому я часто думаю, что бы он сказал, увидев совершенно пустой Piccadilly Circus? В какую позднекапиталистическую разновидность the weird and the eerie записал бы?