Удача, несомненно, сопутствовала им, но вел их не счастливый случай, а непоколебимая уверенность в необоримости и непогрешимости художественной воли — ни политически, ни социально они ангажированы не были. На выставке Сотникова в Музее искусства Санкт-Петербурга нет ни диссидентских работ, ни активистских проектов. В отличие от многих современных художников Сотников занимался именно искусством, а не многим другим, из чего складывается многоцветье contemporary art. Он исчерпывал искусством свою жизнь, свое творчество и свое время. Единственным мерилом воли, которой он был наделен, были его работы. Мне кажется, что даже те, кто недолюбливает неоэкспрессионизм и трансавангард, к которым близко искусство Сотникова, признают удаль и ярость художественной жизни, о которой рассказывает эта живопись и графика. Эти вещи сделаны в той системе координат, где поделка кустаря и эрмитажный шедевр расположены на одной шкале ценностей. Здесь не важны ордена, медали, ранения, красные дипломы и выслуга лет. Перед нами искусство в исконном его понимании, поиск архаической стихии в творчестве, готовность говорить здесь и сейчас то, что считаешь уместным безотносительно к каким бы то ни было обстоятельствам.