О том, сколь домовиты и рачительны были супруги Хессы, написано немало, в образцовости их семейного уклада принято видеть едва ли не более, в буквальном смысле слова, умопомрачительную иллюстрацию к тезису Арендт о «банальности зла», нежели в невзрачной личности Эйхмана, — так что однажды такой фильм, как у Глейзера, просто неизбежно должен был быть снят. О тех, кто тихо и неустанно вел дом, растил детей, ходил на рыбалку, пек штрудели и сажал клематисы, пока за стеной, отделявшей сад фрау Хесс от подведомственной ее мужу территории, пылали печи и веяло пеплом. И основной прием, который лег в основу «Зоны интересов», пожалуй, был тоже предрешен: никаких бараков, никаких узников в полосатых робах, никаких виселиц — только семейный уклад, только аккуратные садовые дорожки, воскресные пикники и уютные спальни. Разве что доносящиеся по временам из-за стены крики да адское свечение труб крематория по ночам создают для этого нарядного домашнего уюта несколько досадный фон. Ну, еще жена в минуту раздражения грозит своей служанке не увольнением, а сожжением; ну, один из сыновей ночью перебирает не цветные стеклянные шарики, а чьи-то зубы; ну, садовник, вскапывая и удобряя грядку, обильно посыпает ее пеплом, которого в этом хозяйстве всегда в достатке. И еще теща, приехав пожить у любимой дочери да понянчиться с внуками, ночью смотрит в окно на дымящую трубу — и наутро, никому слова не сказав, уезжает восвояси… Но разве все это не сущие мелочи для образцово-благополучной немецкой семьи? Такая уж у мужа работа. Сложная, ответственная. И камера все эти мелочи, конечно, подмечает. Крики, зубы, пепел. Потому что, видите ли, у нее, у кинокамеры Джонатана Глейзера, тоже — такая уж работа.