Идея показать графику итальянского Возрождения и маньеризма из эрмитажного собрания вынашивалась в стенах дворца давно. Однако за годом шел год, а замыслу не удавалось обрести зримую форму и было отведено лишь витать в воздухе призрачной химерой выставочного плана. Тем примечательнее, что воплощенная наконец экспозиция получила название
DISEGNO. Это словечко, позаимствованное из главного труда Джорджо Вазари и других текстов теоретиков и художников эпохи, означает не только рисунок или набросок, но и проект, инвенцию, саму суть художественного замысла. Неслучайно и то, что выставка открылась в годовщину смерти Аркадия Ипполитова — виртуозного мастера
disegni interno, хранителя итальянской гравюры, занимавшего в Эрмитаже эту должность с 1988 по 2023 год. «Рафаэлемания», «Тьеполо и европейское
turquerie», посвящение Ксении Петербургской, выставки о меланхолии, отражениях, снах и, конечно, грандиозный показ пылко любимых Ипполитовым маньеристов — наверняка неполный перечень его проектов, оставшихся в черновиках. Куратор больших трансисторических экспозиций и камерных приятельских выставок (о последних была весенняя
MELANCHOLIA в KGallery), свою музейную жизнь он посвятил щепетильному удовольствию изучения гравюры декадентствующей фазы Ренессанса, — и потому
DISEGNO в Эрмитаже воспринимается как инскрипт его памяти.