Высмеивать их в рецензиях, будь то по частям или вкупе, — хлеб легкий и дешевый, а потому постыдный. Как это нередко случается с режиссерами, утрачивающими талант, Бессон настолько надежно перешел в регистр полной невменяемости (говоря эстетически — «автопародии»), что добавлять что-либо к его фильмам — только портить. Кому эта сентенция представляется хамской — поглядите на монтаж бальных сцен в «Дракуле», для которых оптимальный режим просмотра — тереть кулачками изумленные глаза. И да, в случае с нынешним «Дракулой» все оказалось еще более очевидно, чем обычно, по причине, от Бессона совсем не зависящей: из-за недавнего
«Носферату» Эггерса. Дело не в том, что один фильм, мол, «лучше» другого (так вопрос вообще никогда нельзя ставить) или, например, что Эггерс, возможно, гений, а Бессон уж точно нет. Просто фильм Эггерса, хорош он или плох, точно снят именно в том году, который проставлен в конце его титров, и его взгляд на самые основные категории (что такое спецэффекты, что такое снег, что такое секс, что такое ракурс) укоренен именно в том самом году и о нем свидетельствует (даже, пожалуй, «дает показания»). А фильм Бессона, вопреки году в титрах, снят примерно в 1999-ом. Это те ритмы, те жесты, то движение камеры. И даже превосходная актерская работа (словосочетание, которое едва ли не впервые вообще можно употребить по отношению к кинематографу Бессона) Калеба Лэндри Джонса, артиста беспримесно нынешнего, ничего здесь, увы, не меняет: режиссерский почерк автора настолько одеревенел, стал настолько бесчувственным по отношению к материалу, что неспособен сколько-нибудь откликнуться на ту мимику и ту энергию, которую транслирует актер. «Дракуле» Бессона не повезло выйти через несколько месяцев после «Носферату» Эггерса не потому, что первый хуже второго, — а потому, что первый рядом со вторым смехотворен.