Кому бы ни принадлежала фраза «не дай вам бог жить в эпоху перемен», если вам все-таки выпала подобная доля, лучше в этот момент собирать камни — чем и занялись многие российские институции, по крайней мере в мире совриска уж точно. Если музей «Гараж» методично, этап за этапом, представляет архивное собрание — не ограничиваясь проектом «
Открытое хранение», но оцифровывая и предоставляя максимально широкий доступ к своим фондам, то проект «НИИ Архив» Центра современного искусства «Винзавод» скорее относится к направлению
memory studies, обращаясь к индивидуальному и социальному восприятию прошлого — в данном случае самого «Винзавода». Пилотный выпуск проекта — показанный год назад «
Ремонтаж» под кураторством Ирины Горловой — пытался представить «
документы и артефакты исторических проектов, эпохальных выставок и масштабных инициатив», выявляя при этом легкую беспомощность юнца, составляющего первое
CV и будущего еще не в силах отделить зерна от плевел, а эпохальное от масштабного. А вот вторая серия проекта, выпущенная под руководством Виктора Мизиано, вполне претендует если не на место в подобном смотре через несколько десятков лет, то уж точно на статус важного документа времени, свидетелями которого нам пришлось оказаться.