И в этом пункте «Гадкая сестра» Эмилии Бликфельдт выигрывает — по очкам, в последнем раунде — у «Субстанции» Корали Фаржа, с которой ее, вполне правомерно, так и тянет сопоставить. Обе блестящи, обе современны (а ведь эти два атрибута так редко встречаются вместе); обе полны дерзости и драйва; обе — боди-хорроры, трактующие тягу к нормализованной «красоте» (неотличимой от «сексуальности») как обсессивный селф-харм; обе благотворнейшим образом насыщены влияниями классической киноэстетики, конвертированными под новейшую оптику (у Фаржа это главным образом Кубрик, у Бликфельдт — много более причудливая смесь из Фульчи и Боровчика). Но там, где Фаржа (о чем в свое время
довелось писать) на финишной прямой упрощает и сужает образную систему фильма во имя прозрачности авторского месседжа, Бликфельдт счастливо избегает этого соблазна. Не претендуя — в отличие от Фаржа — на всеохватность и пафосное фортиссимо финальной сборки, Бликфельдт до конца выдерживает драгоценную двусмысленность своей авторской позиции, отменяя эпатирующими телесными аттракционами не просто «любую возможность однозначной трактовки», но и любую надобность в таковой. Ее туше легче, в ее юморе меньше сарказма, в ее лирике — больше тревоги; и хотя кульминации обоих фильмов решены как «макабрический триумф аморфности», Фаржа на поле этой аморфности так и остается до последнего кадра, Бликфельдт же находит возможность вернуть своим последним кадрам пластическое изящество, преодолев буйство смерти — элегией пейзажа.