4. «Семь вуалей»О нескольких фильмах, снятых еще в прошлом году, но вышедших в российский прокат лишь в нынешнем, довелось писать
в прошлогодних итогах, — и, скажем, не будь там «Носферату» Эггерса и «Савана» Кроненберга, им здесь, — в соответствии все с тем же принципом, — разумеется, было бы самое место. Однако об одном фильме, который тоже вышел в России лишь недавно, а в остальном мире аж в позапрошлом году, умолчать (по крайней мере, подводя итоги киногода на русском языке) оказалось бы слишком уж неправильно. «Семь вуалей» Атома Эгояна — вроде бы лишь очередная глава в его многолетнем исследовании того, как травма превращает жизнь в нарядный артефакт, а рутина тщится этот наряд разъесть и обесцветить (и кто из них оказывается «токсичнее», еще неизвестно). Но даже если и так; в этой «главе», рассказывающей вроде бы лишь о попытке восстановления оперного спектакля, и сам Эгоян, и вернувшаяся к нему после великой «Хлои» Аманда Сейфрид рассказывают о 2020-х, их затянувшемся спектакле и их героинях столько и с такой беспощадной спокойной точностью, что впору именно «Семь вуалей» счесть столь же определяющим десятилетие фильмом, каким для 2010-х, например, стала «Зильс-Мария» Ассаяса. Заканчивая сейчас не только год, но и первую половину десятилетия, которая на киношедевры щедра не была, однако и на кинодиагнозы не скупилась, — право же, полезно присмотреться уже хотя бы к тому, какой ракурс взгляда на это время избрал режиссер, который за предыдущие эпохи («Семейный просмотр» в 80-х, «Экзотика» в 90-х, «Хлоя» в 2000-х и «Узел дьявола» в 2010-х) не ошибся еще ни разу.