Мир грохочет, празднуя вековой юбилей сюрреализма, — в октябре 1924 года Иван Голль и вслед за ним Андре Бретон опубликовали первые манифесты движения, тогда же появились «Бюро сюрреалистических исследований» и наукообразные журналы-сателлиты. Процветавший между двумя мировыми войнами сюрреализм подсказывал ответы на потрясения своего времени: им двигали разочарование в рацио и прогрессе, компульсивное обращение к травматическому опыту, стремление сдаться в плен бессознательному. И вроде бы нерв эпохи был нащупан верно, но критика постоянно преследовала это литературное и художественное направление, расщепившееся на множество течений и школ. Кого-то сюрреалисты шокировали, а на кого-то, напротив, нарочитой литературностью и старомодной визуальностью наводили судороги скуки. Только в конце XX века стало понятно, что именно сюрреализм служит утробой всего современного искусства — искусства сплошь необычного и алогичного, а порой, если повезет, и подрывного. Родион Китаев, чья выставка «
Настало никогда. Котик летает» представлена сейчас в
NAMEGALLERY — один из немногих современных российских художников, для кого сюрреализм стал не просто методом сочинения небылиц и искажения пластических форм, но моральной и эстетической доктриной, как, собственно, и задумывалось Бретоном и компанией.