Метод гирлянды
Что смотреть на Зимнем маркете 1703: гид Masters Journal
11 декабря 2025
Не успели мы перелистнуть |catalog| от АГА, не отзвучал еще новехонький графический «Обертон» от Cosmoscow, а в Петербурге уже на подходе второй предновогодний Зимний маркет 1703, который пройдет 13 и 14 декабря в Лахта Центре — и традиционно усилен публичной программой, подготовленной постоянным партнером ярмарки 1703, Школой Masters. О том, что смотреть (и что покупать) на Зимнем маркете — Галина Поликарпова.
Несколько месяцев назад Masters Journal писал о «Сибирской готике» Сообщества Современных Сибирских Художников (с эмблемой-снежинкой) — теперь фрагменты выставки, с успехом выдержавшие уже несколько ярмарочных итераций и адаптаций, будут представлены в Лахта Центре. Само по себе понятие Сибирской готики не кажется слишком уж праздничным, однако мем-умелость и преданность хвойным ландшафтам делают свое дело. Без внимания точно не останутся наивные картинки Паши Пошукая, вместилища духов Амгалана Ринчинэ и меланхоличные графические листы Янины Болдыревой.
Герои другого недавнего текста Masters JournalName Gallery — на Зимнем маркете представят звезду последней выставки, Алексея Семичова с его пронзительными графическими и живописными сериями, рефлексирующими, пусть и довольно отвлеченно, на тему «токсичности» художественной практики. Здесь же — абстрактные «фридриховские» пейзажи Андрея Кузьмина, когда-то выступавшего с Семичовым в живописно-эксцентричном дуэте (его сольную выставку в Name Gallery можно было увидеть в начале этого года), и скульптуры Елены Фигуриной.
Андрей Кузьмин. Одиноко горящее дерево 2025 © Name Gallery
Зимний маркет точно позволит закрыть лакуны вернисажных прогулов. Так, в DiDi Gallery этим летом прошли персональные выставки Вики Бодровой и Алены Ковалли — пограничная иллюстрация Wormhole games и уставший живописный Tumblr-праздник «Не говори, а то не сбудется» соответственно. Теперь работы этих и других художниц окажутся на ярмарке. Еще одна летняя экспозиция — «Над водой» Дениса Патракеева от галереи Anna Nova — также поменяет формат под стенд, составив рифмы с акварелями Димы Филиппова и Марьи Дмитриевой.
Если ноги давно не доходили до фотогалерей, то и эта проблема будет решена. В маркете примут участие четыре площадки, специализирующиеся на фотографии и готовые продемонстрировать разнообразие техник — от черно-белых жемчужин ручной печати из собрания ART OF FOTO до лазерной резки изображений по фанере Ирины Иванниковой от FotoDepartament.Gallery — и, пусть и небольшой диапазон, но все-таки разный подход к выбору сюжетов. Так, архитектурная фотогалерея «Точка» предсказуемо сосредоточится на снимках холодного города, в то время как авторы галереи ZERNO, тоже, кстати, специализирующиеся на экспериментальной фотографии, увидят его непременно населенным призраками, как, например, в серии «Белые ночи» Александра Татаренко.
Смелого, но хорошо проверенного решения стоит ожидать от галереи Jessica. Стенд обернется тотальной инсталляцией, имитирующей рыночный корнер или, скорее, комиссионку с работами Грехта, Ильи Гришаева, Маши Ша, Веры Светловой и, конечно, Нестора Энгельке, чье альтер эго, профессор Вудман, и станет хозяином этого бутика вещей искусства. Ход не новый — достаточно вспомнить магазин деревянных телефонов Wood: store, устроенный Энгельке на Сытном рынке при поддержке галереи Ovcharenko, и перформативные аукционы группы «Север-7», — однако в рамках маркета, безусловно, разоблачительно сардонический.
Денис Патракеев. Над водой. 2025 © Anna Nova Gallery
Студия «Непокоренные» и группа PARAZIT — заслуженные представители «независимого» крыла петербургской сцены и вместе с тем вполне опытные участники ярмарок. На Зимнем маркете они предстанут в привычных суматошных амплуа, потому неудивительно, что некоторых авторов удастся увидеть на обоих стендах. «Непокоренные», среди которых Иван Плющ, Илья Гапонов, Алиса Горелова, Семен Мотолянец, Сергей Колосов, Наталия Спечинская и другие, снова выстроят концепцию экспозиции вокруг ковра — и в пир, и в мир несут художники частичку своей мастерской-резиденции. Орава же «паразитов» весь год штудирует «зеленую палочку» — и речь даже не о бактериях, что, казалось бы, в контексте названия и модели организации группы было бы закономерно, но о чудесном артефакте Льва Толстого, заключающего секрет всеобщего счастья, и, надо полагать, «Зеленой полосе» Ольги Розановой. Только некоторые авторы: Софья Григорьева, дуэт «Или и Павлов», Коля Садовник, Стас Казимов, Нариман Калашников и генеративный искусственный интеллект.
Релятивизм эпохи ChatGPT — у него, успели мы выучить, всегда все неоднозначно и любое явление обязательно оказывается в пространстве между — вероятно, проиллюстрируют «темные лошадки» Зимнего маркета. JOY GALLERY готовится рассуждать о переходных состояниях с берегов Лиминального моря, населенного, впрочем, совершенно фигуративными гимнастами Алины Самигулиной и пловцами Егора Щаблыкина, влюбленными скейтерами Максима Саввы и чувственными парами и одиночками Екатерины Богданковой. MAISON25 также ищет «место задержки: когда зритель еще не перешел грань, но уже не принадлежит прежнему состоянию». Что бы это ни значило, нас ждут вышивки Анастасии Иваненковой белым по белому, фиджитал-цветочки Лены Мухаметовой, фактурные объекты Саши Рощина и даже мерч галереи.
Вика Бодрова. Escape (2025) © DiDi Gallery
Елочные игрушки Иваненковой представит также Eggz Gallery, претендующая, пожалуй, на звание самого новогодний стенда. Здесь же выставят детские рисунки, которые, конечно, далеко не всегда имеют художественную ценность, но почти всегда занимательны — в особенности если принадлежат руке уже подросшего автора из пула галереи. Masters Gallery также подготовит тематическую экспозицию под названием «Что остается после чуда?». Предложенные ответы емко описывают художественные тенденции последних лет: это, словно по мотивам «Битвы экстрасенсов», бытовой живописный мистицизм Саши Обособлена, кристаллизованные застольные семейные фото Риты Мурадян и наивные акварели и украшения с эмалями по мотивам (опять-таки) детских рисунков из серии «Я почему-то еще ребенок» Поляны Шустовой, чью выставку «Далеко внутри» сейчас можно посмотреть на Левашовском хлебозаводе. Улыбки на брошках и колечках расплываются в жутковатых гримасах — и вопрос, что останется после, если оглядеться, не кажется таким уж праздным.
Текст: Галина Поликарпова

Заглавная иллюстрация: Александр Шишкин-Хокусай. Из серии «Хорошая погода в плохом месте»


Читайте также: